Святитель
Димитрий Ростовский.
Поучение
первое в неделю седьмую по Пасхе, т.е. в
неделю святых 318 отцев, собравшихся в
Никее на Ария
Православные
слушатели, верные чада восточной церкви!
«Брань есть житие человеческое на земли»
(Иов. 7: 1), брань постоянная, не прерывающаяся
до кончины мира, и, говоря по правде,
весь мир сей не может называться
миром, ибо в нем ратует не только тварь
на тварь: словесная на бессловесную,
бессловесная на бессловесную и
бессловесная на словесную, но даже, о,
ужас! и тварь на Творца и Создателя
своего. Первый столь злобный ратник был
во благом месте, проявился в стране
небесной, — это сатана со всеми своими
единомышленниками. Он, возгордившись
умом о дарах, втуне дарованных ему
Творцом, пожелал быть равным своему
Творцу и Благодетелю и сказал в сердце
своем: «На небо взыду и выше звезд
небесных поставлю престол мой, и сяду
на горе высоце; на горах высоких, яже на
север, взыду выше облак и буду равен
Вышнему» (Ис. 14: 13, 14). О, проклятая гордость!
Тварь дерзает равняться с Творцом,
созданный для служения замышляет
повелевать престолом господствия,
сотворенный предстоять хочет сидеть
на престоле, на горах высоких. Но Господь,
«иже гордым противится» (Иак. 4: 6),
поставил для противоборствования
ему архистратига Михаила, который
смирил его гордость, когда низверг его
со всем его проклятым воинством в юдоль
плача, с высоты небесной в преисподнюю,
из места светлого в тьму беспросветную.
Он же, ожесточившись злобою и не будучи
в состоянии бороться с всесильным Богом,
обратил свою ярость на Его святую церковь
и, начав с первого Адама и даже до второго
Адама, не переставал разорять, пленять
и томить людей Божиих, и только уже
«вторый Адам, Господь с небесе», укротил
силу его, освободил плененных из темницы
и самого его связал крепкими узами, как
видел святый Иоанн Богослов в Откровении:
«И видех ангела сходяща с небесе, имуща
ключи бездны, и уже велико в руце его.
И ять змия древняго, иже есть диавол и
сатана, и связа и на тысящу лет, и в
бездну поверже его, и заключи его, и
запечатле его, да не льстит языки» (Апок.
20: 1—3). Сие толкуется святыми отцами
в применении к «Ангелу великого совета»,
ко Христу Господу, победившему диавола.
Однако
же жестокосердый демон, даже связанный,
не прекращает своего злого предприятия,
но посылает своих рабов и угодников,
поганых и еретиков, чтобы они вели борьбу
с церковью. Божественный Павел, видя
сие злое стремление его к брани, повелевает
вооружаться: «Прочее, братие моя,
возмогайте о Господе и в державе крепости
Его. Облецытеся во вся оружия Бо-жия,
яко возмогли вам стати противу кознем
диаволь-ским, яко несть наша брань к
плоти и крови, но к началом и ко
властем, и к миродержителем тьмы века
сего, к духовом злобы поднебесным.
Сего ради приимите вся оружия Божия, да
возможете противитися в день лют и вся
содеяше стати» (Еф. 6: 10—13).
Эти
посланники, демонские ратоборцы,
служители адские и враги церкви Божией,
сильно вооружившись против нее, испускают
на высоту Божества из своих скверных
сердец хульные слова, подобно стрелам,
своими скаредными устами, как бы
напряженными луками. Сердце их устроилось,
как полчища нечестивых, ратующих
против Бога, изощрился язык их подобно
змеиному, но осквернились их нравы,
и лютое беззаконие их стало против Бога.
Имеют они и стрелы вредоносные,
направленные против истины слова,
которые происходят из умов их и уязвляют
души и совесть простых людей.
Таков,
например, и начальник проклятых ересей,
злочестивый богохульник, беззаконный
Арий, который уже по одному имени означает
брань. Сей диавольский воин поднял
великую брань против церкви Божией и
из скверных уст своих, как из лука,
испустил богохульные стрелы на главу
ее Христа Господа, называя Его тварью,
а не Богом по существу. О, безумный
ратник, на Солнце испускающий стрелы!
О, нахальный демонский воин, дерзнувший
бороться с Богом! О, великий филистимский
Голиаф, отрыгнувший хулы на Небесного
Давида! Он не только испустил стрелу,
полную змеиного яда, но, упестрив
прикрасами Божественное Писание, он
таким образом под видом Божественного
Писания подавал яд душепагубной ереси,
подобно тому как кто-либо в чаше сладкого
вина подавал бы смертоносную отраву;
ибо он приводит сие настоящее слово
Христа, Бога Слова: «Иду ко Отцу, яко
Отец Мой болий Мене есть», но выводит
из них ту лживую хулу, что Христос не
есть Бог, так как Бог не может иметь
кого-либо большего Себя.
Но
святые отцы сломили сию душепагубную
стрелу, когда сии слова Христовы премудро
разъяснили так: истину сказал Христос,
истинный Бог наш, что Отец больше Его
по человечеству; однако же Отец не больше
Его по Божеству, ибо по Божеству Он
всецело равен Отцу. Они отсекли и
невещественное древко его стрелы, когда
отвергли то, что Он тварь, и утвердили,
что Он есть «Бог истинный от Бога
истинного, рожденный, несотворенный».
Св. Иоанн Златоуст, ясно видя лукавые
коварства злохитрого Ария, убеждает
верующих быть доблестными, а еретика
уподобляет в кознях диаволу, говоря
так: «Открой, Арий, гроб гортани твоей,
исполненный мертвыми словами, ибо
не имеешь ты слова животворного, но
творишь его своими измышлениями». Он в
ответ тотчас отвечает из Писания, но
ты, слушатель, как верующий, не бойся,
когда видишь его говорящим из Писания,
ибо и диавол, когда приступил ко Христу,
искушая Его, тоже беседовал с Ним, говоря
из Писания: «Аще Сын еси Божий, верзися
низу, писано бо есть: яко ангелом
Своим заповесть о Тебе сохранити Тя во
всех путех Твоих, и на руках возмут Тя,
да не когда преткнеши о камень ногу
Твою» (Мф. 4: 6). Прочие же последующие
слова он умолчал, ибо знал, что они
говорят против него. Какие же это
слова? «На аспида и василиска наступиши
и попереши льва и змия» (Пс. 90: 13). Внимай
усердно, возлюбленный! Из такой же
уловки, как и у диавола, произошло и то,
что говорят и слуги его, которые называют
Сына Божия тварью. Диавол позаимствовал
из Писания, чтобы открыть уста свои для
речи богохульной; подобно сему говорит
и Арий. Ты найдешь, что и он говорит на
основании Божественного Писания; на
нем основывает он начало, прочее же
умалчивает, чтобы не быть изобличенным.
Господь говорит в Евангелии: «Снидох с
небесе, не да творю волю Мою, но волю
пославшего Мя Отца» (Ин. 6: 38). Видишь
ли, говорит Арий, что Он служитель Отцев?
Видишь, что Он подчинен Отцу? Он Сам
исповедует сие, говоря: «Снидох с небесе,
не да творю волю Мою, но волю пославшаго
Мя Отца». О, Арий! Зачем же ты умалчиваешь?
Говори и последующее! Не подражай
диаволу, учителю своему, чтобы сие
служило делу твоему! Если же ты будешь
молчать, то я возопию с Евангелием:
я не намерен красть с тобой Божественных
речей и слов Господних, ибо я боюсь
суда Того, который говорит: «Аще видел
еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем
участие твое полагал еси» (Пс. 49: 18). Ты
говоришь: «Снидох с небесе, не да творю
волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца»;
говори же и последующее: «Сия же есть
воля пославшаго Мя, да всяк виляй Сына
и веруяй в Него имать живот вечный,
и воскрешу его Аз в последний день» (Ин.
6: 40). Сии слова яснее солнца показывают
Божество Христово, ибо в кого можно
веровать, кроме Бога, и кто может
своею силою воскрешать мертвых, кроме
Бога? Итак, всуе, злочестивый Арий, ты
не покоряешь выи твоей пред игом работы
Христовой, но, бесчинно блудя, орешь
бразду, противную благочестию.
Нечестивый Арий, употребляя коварства
подобно сему и на других местах
Божественного Писания, уязвил бесчисленные
души, отсек их от единения с телом церкви
Христовой и мирскими мудрованиями, как
сетями, соделал успешный улов для
демона. Сожалея о сем, благочестивый
царь Константин уподобился праотцу
Аврааму, собравшему некогда 318
домочадцев своих, поразившему с их
помощью Ходоллогомора и отнявшему
похищенное, ибо и он, собрав во граде
Никее 318 домочадцев, святых отцов
церкви, их прославленным учением и
словами Божиими, как острым мечом, усек
Ария и его злочестивых воинов и освободил
из плена простые и невинные души. Сию
победу мать наша церковь ныне торжественно
и воспоминает. Она ублажает благочестивого
царя, а святых отцев, подвизавшихся
на той брани, она как победителей над
врагом торжественно украшает венцами
восхваления. Ублажает она и великого
среди святителей отца нашего Петра,
бодрого пастыря стада Александрийской
церкви, который прежде всех положил
начало борьбе против хищного волка —
Ария, ибо когда еще последний начал
только превращаться из овцы в волка, он
отечески увещевал его и употреблял
учительское наставление, чтобы тот
перестал зубами ужасных хулений терзать
Единородного Сына Божия. Когда же тот
не повиновался ему, он отсек его мечом
духовной власти от тела церкви Божией,
как согнивший член, отрезал его от лозы,
как иссохшую ветвь, изгнал его, как
коростовое козлище, из общества овец
Христовых, извергнул его из полка нового
Израиля, как поврежденного смертельной
проказой, чтобы не причинил вреда прочим.
Сделал же сие он по увещанию святого
Павла, говорящего так: «Еретика человека
по первом и втором наказании отрицайся,
ведый, яко развратися таковый и согрешает,
и есть самоосужден» (Тит. 3: 10, 11). Сему
святому иерарху, как теплому поборнику,
явился в видении Христос Господь
славы в образе отрока, одетого в
разодранную пополам ризу. Когда же
святый Петр спросил: «Кто Тебе, Спаситель
мой, разодрал ризу?» — то Он ответил:
«Арий». Сей волк разодрал ризу Агнца
Божия, когда отрицал Его Божество,
разодрал, когда Творца всей твари он
называл тварью, разодрал Его ризу, когда
разрушил единство веры и любви в людях
верующих, приобретенных кровию Христовою,
разодрал ризу Его, когда Господа всех,
единосущного Отцу Сына, называл рабом
и служителем. За то и награду по делам
он получил за сие раздрание ризы, ибо
раздрал ему Господь чрево, как второму
Иуде, когда все внутренности его выпали
чрез афедрон. Разодрал Господь вместе
с этим и душу его, проклятую от скверного
тела в научение прочим, чтобы не
осмеливались на подобное.
О
сем богомерзком хулителе блаженный
Иероним повествует так: «Арий был одной
искрой, но едва не сжег он всю вселенную.
О, проклятая искра, частица вечного
огня! О, препакостная искра, сжегшая
бесчисленные храмы Духа Святого! О,
смрадная и мрачная искра, упавшая от
огня геенского! Святые отцы едва возмогли
угасить ее чистым источником слова
Божия, как водою жизни, которой да
наполните и все вы чаши сердец ваших.
Вот
я предложу вам несколько свидетельств
из Божественного Писания относительно
истинности Божества Христова. Прежде
всего св. Иоанн в главе двенадцатой
пишет о Нем, что «Христос есть Той Бог
израилев, Егоже Исайя виде славу», а
потом еще он говорит и сие: «И Слово
плоть бысть, и вселися в ны, и видехом
славу Его, славу яко единороднаго от
Отца» (Ин. 1: 14). Святый Павел в послании
к Евреям говорит: «Яко Христос Господь
наш есть Он Бог израильский, ибо сотвори
небо и землю, и всяческая». Он же говорит
и еще: «Яко Христос Господь есть Той
Бог, Егоже иудеи в пустыни искушаху».
Сам Господь, Предвечная истина, говорить
о Себе так: «Аз во Отце, и Отец во Мне»,
и еще: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде
даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 10: 38;
8: 58).
Все
сии свидетельства, находящиеся в
Священном Писании, ясно нам доказывают,
что Христос Господь есть истинный Бог
наш. Всеми ими святые отцы, как водою
жизни, не только угасили злую искру, но
и, как мечом острым, посекли словом
Божиим Ариево хуление; самого его со
всеми единомышленниками предали
проклятию, а нам оставили святой
Символ, как истинное правило христианской
веры, в котором мы исповедуем так: «Верую
во единого Бога Отца Вседержителя»... и
прочее до: «Имже вся быша». Держа сие
правило, как светлую свечу во тьме мира
сего, мы пойдем по пути заповедей
Господних, чтобы можно было достигнуть
места светлого и мирного. Мы явно
будем исповедовать Иисуса Христа
истинным Богом и вместе совершенным
человеком, а Он нас исповедует
истинными рабами Своими и исповедниками,
ибо говорит: «Всяк, иже исповесть Мя
пред человеки, исповем его и Аз пред
Отцем Моим, иже на небесех» (Лк. 12: 8).
«Постараемся же прославлять Его
пресладкое имя «Иисус»», которому
«покланяется всяко колено небесных
и земных, и преисподних»; тогда и Он
прославит нас славою небесною, ибо
говорит: «Прославляющаго Мя прославлю».
Будем воспевать Ему вместе с пророком,
как истинному Богу: «Благослови, душе
моя, Господа, и вся внутренняя моя — имя
святое Его; благослови, душе моя, Господа»
(Пс. 102 1, 2), и еще: «Благословлю Господа
на всякое время, выну хвала Его во устех
моих» (Пс. 33: 1). Он же благословит нас во
временной сей жизни ниспосланием
благодати Своей и за хвалу уст наших
все члены тела нашего и души наши
наполнит славою вечной жизни в царствии
Своем небесном, где в неприступной славе
Он царствует с безначальным Своим
Отцем, с присносущным и животворящим
Духом в бесконечные веки веков. Аминь.
|