Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Сознаемъ ли мы еще себя духовными чадами св. кн. Владиміра?
Боже великій, сотворивый небо и землю, призри на новыя люди
сія, и даждь имъ Господи, у в ѣ д ѣ т и Т е б е, истиннаго Бога,
якоже увѣдѣша страны христьянскія, и утверди въ нихъ в ѣ р у
п р а в у и несовратну, и мнѣ помози, Господи,
на
с у п р о т и в н а г о в р а г а, да надѣяся на Тя и на Твою
державу,
п о б ѣ ж ю козни его.
(Молитва св. кн. Владиміра во время крещенія Руси).
Всѣ
ли русскіе люди въ настоящее время знаютъ и помнятъ день 15-го іюля по
нашему православному календарю — день памяти великаго Просвѣтителя Руси
святаго равноапостольнаго князя Владиміра?
Всѣ ли русскіе люди знаютъ и помнятъ священные завѣты
своего Просвѣтителя, которые такъ ясно выражены въ его дивной
вдохновенной молитвѣ, приведенной нами выше?
Вѣдь св. кн. Владиміру мы обязаны буквально всѣмъ, что
есть у насъ лучшаго — истинно-прекраснаго, благороднаго, возвышеннаго.
Дѣло крещенія всего русскаго народа, совершенное св. Владиміромъ, было
дѣломъ величайшаго значенія. Просвѣтивъ русскій народъ св. крещеніемъ,
св. Владиміръ далъ ему высшую культуру — культуру духа, основанную на
возвышенномъ евангельскомъ ученіи. Изъ народа дикаго, варварскаго,
погрязшаго въ непроглядной тьмѣ язычества, русскій народъ сдѣлался, въ
лучшемъ смыслѣ этого слова, народомъ культурнымъ,
подлинно-христіанскимъ, умѣвшимъ въ жизни своей воплощать заповѣди
Христова Евангелія, «народомъ-богоносцемъ», Святою Русью.
Это отнюдь не пустыя слова!
Самъ Владиміръ послѣ крещенія сдѣлался неузнаваемъ.
Благодать св. крещенія кореннымъ образомъ преобразила его душу. Изъ
мрачнаго, жестокаго, подозрительнаго, грубаго, сластолюбиваго варвара
онъ сдѣлался ласковымъ, привѣтливымъ, цѣломудреннымъ, любвеобильнымъ и
милостивымъ княземъ — истиннымъ отцомъ своихъ подданныхъ. «Владиміръ —
Красное Солнышко» — вотъ какимъ прозвищемъ характеризуютъ его письменные
памятники второго періода его жизни. Извѣстно даже, что онъ не рѣшался
казнить разбойниковъ.
«Б о ю с ь г р ѣ х а» — такъ однажды отвѣтилъ онъ епископамъ, недоумѣвавшимъ, почему онъ не хочетъ казнить послѣднихъ.
Христіанская благотворительность его достигла
громадныхъ размѣровъ. Всякій нищій могъ приходить въ княжій дворъ и
получать все необходимое, а кто не въ силахъ былъ приходить самъ, тѣмъ
развозились всевозможные съѣстные припасы по домамъ. Опасаясь, какъ
говорилъ онъ, что «немощные и больные не дойдутъ до двора моего», святый
князь посылалъ всюду возы, наполненные хлѣбомъ, мясомъ, рыбою, овощами,
медомъ въ бочкахъ и квасомъ, а слуги его, боясь пропустить кого-либо
нуждающагося, спрашивали: «Нѣтъ ли гдѣ больного и нищаго, который не
можетъ идти къ князю во дворъ?»
Крестившись, Владиміръ тотчасъ же отпустилъ всѣхъ
своихъ прежнихъ языческихъ женъ и сталъ вести строго-христіанскую
цѣломудренную брачную жизнь съ одной своей законной женой — греческой
царевной Анной, отъ которой родились у него два сына — Борисъ и Глѣбъ —
«прекрасный цвѣтъ новокрещеной земли русской», удостоившіеся также
причисленія къ лику святыхъ.
Ставши истиннымъ христіаниномъ, св. Владиміръ всѣ силы
прилагалъ къ тому, чтобы и всѣ его подданные не только внѣшнимъ
образомъ приняли христіанскую вѣру, но и по духу стали бы христіанами.
Для этого онъ широко организовалъ въ своей странѣ христіанское
просвѣщеніе. Во множествѣ строились школы, воздвигались храмы и
монастыри, которые были подлинными очагами духовнаго просвѣщенія.
И христіанство дѣйствительно весьма скоро вошло какъ
бы въ плоть и кровь русскаго народа. Примѣры подлинно-христіанской
благочестивой жизни являли не только церковные, но и мірскіе люди.
Идеалъ святости сталъ завѣтнымъ стремленіемъ русскаго человѣка.
Отсюда — и возвышенное наименованіе нашей Родины С в я т о ю Р у с ь ю.
Не то это значитъ, что всѣ стали святыми и что не было
людей грѣшныхъ. Это значитъ лишь то, что святость сдѣлалась
вожделѣннымъ спасительнымъ свѣточемъ для русскаго человѣка, и что,
грѣша, русскій человѣкъ п о н и м а л ъ, что онъ г р ѣ ш и т ъ,
что онъ отклоняется отъ своего идеала, и онъ всегда спѣшилъ вернуться къ
нему чрезъ искреннее покаяніе.
«Боюсь грѣха» — эти знаменательныя слова св. кн.
Владиміра легли въ основаніе всей нравственно-христіанской жизни
русскихъ людей, стали характерными и для его семейной, общественной и
даже государственной жизни.
«Святость» и «грѣхъ» были ярко выраженными понятіями, а не одними пустыми словами, какъ у большинства современныхъ людей.
Весь домашній бытъ русскихъ людей, послѣ принятія св.
крещенія, сталъ пріобрѣтать особенный характеръ, будучи насыщенъ
всевозможными христіанскими обычаями и традиціями. Частыя и
продолжительныя молитвы, строгое постничество, благотворительность,
путешествіе ко св. мѣстамъ, посвященіе себя иноческой жизни — вотъ, что
стало типичнымъ для русскаго человѣка-христіанина.
Подражая своему св. Просвѣтителю, особенно возлюбилъ
русскій человѣкъ заповѣдь о милосердіи къ ближнимъ, которая глубоко
укоренилась въ его душѣ. Широкая русская милостыня, русское
гостепріимство и щедрость до самаго послѣдняго времени славились, какъ
извѣстно, по всему свѣту. Этихъ чертъ русскаго человѣка, каковыя
внѣдрены были въ него христіанствомъ, не искоренила вполнѣ даже
сорокалѣтняя пропаганда злобы, ненависти и эгоизма, столь упорно и
настойчиво распространявшаяся коммунизмомъ.
Вліяніе Христовой вѣры, которую далъ русскому народу
св. кн. Владиміръ, поистинѣ проникло во всѣ уголки нашей русской
народной жизни, народнаго быта и освятило ихъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ принятіе
христіанства дало сильный толчокъ къ развитію всѣхъ сторонъ русской
культурной жизни: оно подняло авторитетъ и облагородило значеніе
княжеской власти, упорядочивъ тѣмъ государственное устройство,
способствовало возвышенію нравовъ въ семейномъ и общественномъ быту,
принесло на Русь письменность, а съ нею книжное просвѣщеніе, научило
русскихъ людей совершенствоваться въ изящныхъ искусствахъ — живописи,
архитектурѣ и ювелирномъ дѣлѣ, и даже въ лучшемъ веденіи хозяйства по
византійскимъ обычаямъ.
Христіанство, въ его истинномъ, неискаженномъ обликѣ — православіи, дало русскому народу высшую
культуру, отображающую въ себѣ всю небесную красоту Божественнаго
Евангельскаго ученія, принесеннаго на землю воплотившимся Сыномъ Божіимъ.
Это всѣ мы, русскіе люди, должны з н а т ь и ц ѣ н и т ь и не продавать своего сокровища за «чечевичную похлебку».
Мы должны сохранять и умножать данный намъ талантъ.
А это возможно лишь въ томъ случаѣ, если мы будемъ
слѣдовать въ своей жизни тѣмъ священнымъ завѣтамъ, которые оставилъ намъ
нашъ Просвѣтитель св. кн. Владиміръ въ своей вдохновенной молитвѣ.
Высшимъ знаніемъ, къ которому мы должны стремиться,
должно быть «в ѣ д ѣ н і е Б о г а» — Боговѣдѣніе, или познаніе Бога
въ его отношеніи къ міру и человѣку, въ томъ видѣ и въ тѣхъ размѣрахъ,
въ томъ объемѣ, въ которомъ это Самъ Богъ благоволилъ открыть человѣку.
Для этого необходимо, въ первую очередь, ч и т а т ь и
и з у ч а т ь книги, говорящія намъ о Богѣ, начиная съ книгъ
Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта, не произвольно толкуя ихъ,
но понимая такъ, какъ учатъ понимать облагодатствованные Духомъ Святымъ
Отцы и Учители церковные, выражающіе ученіе в с е й Церкви.
Необходимо читать и изучать книги, излагающія опытъ личной
духовно-нравственной жизни святыхъ людей, авторитетъ которыхъ
запечатлѣнъ признаніемъ ихъ святыми угодниками Божіими самой Церковью.
Необходимо читать и изучать Житія святыхъ мучениковъ и всѣхъ вообще
подвижниковъ христіанскаго благочестія, съ тѣмъ чтобы стараться
подражать высокимъ примѣрамъ ихъ Богоугодной жизни. Необходимо, чтобы это стремленіе къ Богопознанію и къ Богоугодной жизни было поставлено у насъ во главу угла.
Мы должны хранить неизмѣнной «в ѣ р у п р а в у
и н е с о в р а т н у», то-есть превыше всего на свѣтѣ, болѣе самой
жизни, дорожить своей Православной вѣрой, какъ вѣрой
истинно-христіанской, неискаженной и неизвращенной никакими
человѣческими мудрованіями. Мы должны з н а т ь свою вѣру и умѣть во
всеоружіи отражать всѣ покушенія, какія дѣлаются на насъ съ цѣлью
отвратить насъ отъ единой истинной, единой спасающей вѣры — со стороны
ли латинянъ-папистовъ, хотя бы и облекающихся въ ризы «восточнаго
обряда», или со стороны разнаго толка протестантовъ и сектантовъ, хитро
подходящихъ къ намъ съ обольщеніями «экуменизма».
Мы должны, наконецъ, твердо знать, что не можетъ быть
никакого общенія у свѣта со тьмою и никакого согласія у Христа съ
Веліаромъ (2 Кор. 6, 14-15), а потому современная идея «сосуществованія»
со зломъ или идея мнимо-христіанскаго всепрощенія по отношенію къ
сатанѣ и его вѣрнымъ служителямъ, съ какими бы вкрадчивыми и сладкими
рѣчами они къ намъ ни подходили, для насъ совершенно непріемлема.
Истинный христіанинъ н е п р и м и р и м ъ к ъ
с у п р о т и в н о м у в р а г у и долженъ вести съ нимъ никогда
не прекращающуюся борьбу, н а д ѣ я с ь при этомъ только н а
Б о г а и н а Е г о д е р ж а в у, вплоть до полной
п о б ѣ д ы н а д ъ к о з н я м и е г о.
Таковы ли мы, православные русскіе люди, въ настоящее время?
Сознаемъ ли мы себя вполнѣ духовными чадами — сынами и
дщерями нашего великаго Просвѣтители святаго равноапостольнаго князя
Владиміра?
Стараемся ли мы во всемъ подражать ему, нашему духовному отцу, въ его подвигѣ истинно-христіанской жизни?
Беремъ ли мы во всемъ примѣръ съ нашихъ благочестивыхъ предковъ — сыновъ и дщерей Святой Руси?
Является ли высшимъ идеаломъ нашей частной, семейной, общественной жизни святость?
Боимся ли мы грѣха?
Мыслимъ ли мы нашу будущую Россію, о возстановленіи которой мечтаемъ, С в я т о ю Русью?
Пусть отвѣтитъ на это наша собственная совѣсть.
Но если она отвѣтитъ намъ, что мы не таковы и даже не
стремимся стать такими, то безплодны, безсмысленны всѣ наши надежды на
какое-то свѣтлое будущее, на возстановленіе и возрожденіе Россіи.
Безплодны, бессмысленны всѣ, даже самыя красивыя и вдохновенныя рѣчи на
нашихъ общественныхъ собраніяхъ, всѣ создаваемыя нами политическія и
патріотическія организаціи, какого бы толка и направленія они ни были.
Все это ни къ чему, если нѣтъ с а м а г о г л а в н а г о.
Неужели до сихъ поръ все еще непонятно это?
Вѣдь сатану и его служителей можно побѣдить т о л ь к о с и л о ю Б о ж і е ю.
А силу Божію, или что тоже — Божественную
благодать, сокрушающую діавола и его служителей, можно привлечь
т о л ь к о Б о г о у г о д н о й ж и з н ь ю — стремленіемъ къ
идеалу святости и устраненіемъ себя отъ грѣха.
Печальные опыты прошлаго за эти истекшіе сорокъ съ
небольшимъ лѣтъ должны, казалось бы, убѣдить насъ въ этой непреложной
истинѣ — въ томъ что нѣтъ для насъ другого спасительнаго пути, кромѣ
слѣдованія священнымъ завѣтамъ нашего просвѣтителя святаго
равноапостольнаго князя Владиміра — п у т и
с в я т о - В л а д и м і р с к а г о.
† Епископъ А в е р к і й.
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 384-389.
|