Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Вторник, 26.11.2024, 20:08
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Декабрь » 11 » Слово въ день празднованія Курской иконѣ Знаменія Пресвятыя Богородицы.
00:12
Слово въ день празднованія Курской иконѣ Знаменія Пресвятыя Богородицы.
Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
Слово въ день празднованія Курской иконѣ Знаменія Пресвятыя Богородицы.




Кому изъ жителей сего града и здѣшняго края не извѣстна икона Знаменія? — Но всякому ли извѣстно, почему она такъ называется?

Не безполезно для незнающихъ изъяснить, а знающимъ напомнить, чтó означаетъ и чтó намъ внушаетъ это названіе.

Икона Знаменія весьма древняя. На ней изображены Богоматерь, молитвенно подъемлющая длани, и на лонѣ Ея Предвѣчный Младенецъ. Икона сія первоначально прославилась въ Новгородѣ, гдѣ стояла въ церкви всемилостиваго Спаса. Во времена удѣльныхъ междоусобій, въ двѣнадцатомъ вѣкѣ, соединенныя войска нѣсколькихъ князей подступили къ Новгороду. Осажденнымъ жителямъ его угрожала гибель неизбѣжная. Въ одну ночь тогдашній новгородскій архіепископъ услышалъ голосъ, повелѣвающій ему взять эту икону и вознести на городскую стѣну. Объявивъ гражданамъ видѣніе, онъ послалъ священнослужителей за иконою, а самъ въ соборѣ началъ молебенъ; но посланные скоро возвратились, и съ ужасомъ повѣдали, что она не двигалась съ мѣста. Всѣ отправились въ ту церковь, и въ горькихъ слезахъ стали предъ образомъ совершать молебствіе. Когда запѣли: «Предстательство христіанъ непостыдное,» икона заколебалась. Народъ взывалъ: «Господи помилуй,» а святитель принялъ икону на свои руки. Принесли ее на городовое укрѣпленіе, и тамъ поставили ликомъ противъ непріятелей. Тучи стрѣлъ носились надъ осажденными. Одна стрѣла вонзилась въ икону: тогда ликъ Пречистой Дѣвы обратился къ городу, и изъ очей Ея слезы падали на ризы святителя. Въ умиленіи архіепископъ воскликнулъ: «Царица! Ты даешь намъ знаменіе, что такъ прилежно молишься объ избавленіи нашемъ!» Вслѣдъ за симъ въ войскахъ непріятельскихъ произошло смятеніе: враги стали поражать другъ друга и обратились въ бѣгство. Отъ сего событія усвоено иконѣ имя Знаменія, и учрежденъ праздникъ въ двадцать седьмой день мѣсяца ноября.

Спустя болѣе ста лѣтъ послѣ сего событія, въ здѣшней окрестности, одинъ звѣроловъ нашелъ въ лѣсу образъ и, поднявъ его, увидѣлъ, что это икона Знаменія. На томъ мѣстѣ, гдѣ она лежала, показался источникъ воды. Слухъ о семъ обрѣтеніи привлекъ множество народа; а послѣдовавшія чудеса подтвердили, что икона чудотворная. На мѣстѣ Ея явленія построена была часовня, и приставленъ священникъ. Но вскорѣ крымскіе татары часовню сожгли, икону разсѣкли на двѣ части, а священника увели въ плѣнъ. Выкупленный потомъ изъ плѣна, онъ возвратился на мѣсто, гдѣ была часовня, и къ удивленію нашелъ тамъ обѣ половины раздвоенной мечемъ иконы. Онъ сложилъ обѣ части, и онѣ мгновенно срослись въ одну цѣлую дску. Малая и тонкая черта раздвоенія, донынѣ съ одного конца видимая, служитъ свидѣтельствомъ, что икона была раздѣлена, но что части ея не искусственнымъ способомъ, а сверхъестественною силою совокупились воедино. Это разъятіе и соединеніе иконы Курской также осталось навсегда Ея знаменіемъ, какъ слезы были знаменіемъ иконы Новгородской.

Есть люди, которые на сіи и подобныя повѣствованія священныя набрасываютъ тѣнь темнаго преданія, и мало вѣрятъ имъ. Доказательства истины, совершенно успокоительныя для вѣрующихъ, нисколько не удовлетворяютъ невѣрующихъ. Но какъ гибельно такое невѣріе, достаточно указать на одинъ опытъ въ судьбахъ еврейскаго народа.

Исходъ этого народа изъ Египта былъ почти непрерывнымъ рядомъ чудесъ. Однакожь Израильтяне, скучая постною пустынною пищею и воздыхая о египетскихъ мясахъ, стали роптать на Моисея и на Бога. Нѣсколько успокоенные, уже подходили они къ землѣ обѣтованной. Но чревоугодіе и чувственность постепенно повергаютъ человѣка въ малодушіе и невѣріе. Въ виду земли, текущей медомъ и млекомъ, вѣроломный народъ колеблется мыслію, не лучше ли опять возвратиться въ Египетъ, въ землю рабства? Тогда Господь говоритъ Моисею: «Доколѣ будетъ пренебрегать Меня народъ сей? И доколѣ не будетъ Мнѣ вѣрить при всѣхъ тѣхъ знаменіяхъ, которыя дѣлалъ Я среди его?» Сколько послѣ сего упрека ни ходатайствовалъ Моисей за свой народъ, Богъ народовъ и вождей изрекъ свой приговоръ: «Всѣ, которые видѣли знаменія Мои въ Египтѣ и въ пустынѣ, и не слушали гласа Моего, не увидятъ земли обѣтованной; всѣ пренебрегшія Меня, не увидятъ ея» (Числ. 14, 22-23). И дѣйствительно, всѣ, вышедшіе изъ Египта, кромѣ двухъ человѣкъ, положили свои кости, во время сорокалѣтняго странствованія въ пустынѣ.

Остережемся, какъ бы не случилось что-либо подобное и во время нашего земнаго странствованія. Много въ нашемъ отечествѣ было знаменій и чудесъ; бывали онѣ и въ наши дни. Знаменія сіи внушаютъ намъ чтить истиннаго Бога, который есть одинъ, творяй чудеса (Псал. 74, 15). Если кому и не вполнѣ извѣстны подробности и доказательства, какъ совершилось то, или другое чудо; во всякомъ случаѣ лучше вѣровать, исжели не вѣровать. Ибо вѣра есть опора души и основаніе надежды; а невѣріе есть разрушеніе спасительныхъ убѣжденій и путь къ отчаянію. Кто вѣруетъ всему, чтó Богъ сказалъ и сдѣлалъ, тотъ съ упованіемъ прибѣгаетъ и къ заступленію Пречистой Богоматери, и спокойнѣе смотритъ на свою будущность. А какая будущность, въ комъ и въ чемъ успокоеніе для тѣхъ, для которыхъ, чрезъ невѣріе, все погибло?

Итакъ недостаточно знать, что существуетъ икона Знаменія; а надобно вѣровать, что это есть дѣйствительно знаменіе Божіей благости (Псал. 85, 17), воздвигнутое среди насъ для ободренія нашей надежды, для руководствованія нашего ко спасенію.

Въ такомъ духовномъ устроеніи, «честнаго Твоего образа знаменіе празднующе, Богородительнице, вѣрою Тебѣ взываемъ: Радуйся, Дѣво, христіанъ похвало» (Конд. праздн.)! Аминь.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 297-302.


Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Праздникъ Иконы Божіей Матери Курской-Коренной «Знаменіе».

Мы знаемъ изъ русской исторіи, что православный русскій народъ свою родную страну любилъ называть «Домъ Пресвятой Богородицы». И, дѣйствительно, вся наша исторія, не только церковная, но и гражданская исторія Россіи, свидѣтельствуетъ о томъ, какъ Пресвятая Дѣва Богородица заботилась о русскомъ народѣ и какъ Она его спасала въ трудные моменты лихолѣтія.

Однимъ изъ наиболѣе явныхъ проявленій такой материнской заботы и любви Преблагословенной Дѣвы Маріи къ русскому народу и странѣ было то явленіе, которое было хорошо извѣстно русскимъ людямъ — безпримѣрное множество чудотворныхъ иконъ. Ни въ одной странѣ, кромѣ Святой Аѳонской Горы, не было такъ много чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, прославленныхъ несомнѣнными знаменіями благодати и милости, исходившихъ отъ Богородицы черезъ изображенія Ея честнаго лика.

И вотъ, одной изъ такихъ древнихъ, прославленныхъ иконъ является образъ Курской-Коренной Божіей Матери, Которой посвященъ нашъ Синодальный соборъ, празднующій нынѣ свой престольный праздникъ. Но это не только праздникъ нашего собора; это — праздникъ всего православнаго Зарубежья.

Вѣдь всякому же ясно, что не случайно, а промыслительно, когда уже болѣе пятидесяти лѣтъ русскіе православные люди пребываютъ внѣ своего отечества, заграницей. и въ какомъ-то смыслѣ — въ изгнаніи, съ ними все это время пребываетъ и этотъ чудотворный образъ Божіей Матери Одигитріи (что значитъ Путеводительница).

Она идетъ впереди насъ на нашемъ скорбномъ пути. Она ведетъ насъ, куда угодно Ей, и мы должны съ вѣрой и упованіемъ всѣ идти за Ней. Она, Которой Господь въ лицѣ апостола Іоанна Богослова усыновилъ весь человѣческій родъ, Она — именно, какъ любящая Мать — въ Своемъ чудотворномъ образѣ раздѣляетъ съ нами тяготы этой жизни, раздѣляетъ ихъ такъ, что Она — всюду съ нами; то здѣсь, въ мѣстѣ Своего постояннаго пребыванія, то въ разныхъ мѣстахъ нашего русскаго православнаго разсѣянія.

Изъ жизни преп. Серафима извѣстно, что когда онъ былъ еще отрокомъ и болѣлъ, то онъ видѣлъ Божію Матерь и Она обѣтовала ему, что придетъ къ нему и исцѣлитъ отъ болѣзни. И, дѣйствительно, вскорѣ послѣ этого, вотъ этотъ самый образъ, который тутъ лежитъ на аналоѣ, былъ тогда въ Курскѣ и Божія Матерь Своей чудотворной иконой зашла и въ тотъ домъ, гдѣ лежалъ больной отрокъ Прохоръ; надъ нимъ пронесли чудотворный образъ и онъ выздоровѣлъ. И какъ отрадно для нашей души то, что этотъ образъ, прославленный такимъ множествомъ чудотвореній, пребываетъ съ нами!

За цѣлые вѣка русской жизни сколько Государей, іерарховъ, священнослужителей, знатныхъ и незнатныхъ, богачей и бѣдняковъ, взрослыхъ и дѣтей — людей всѣхъ возрастовъ и сословій побывало передъ этимъ чудотворнымъ образомъ, испрашивая у Царицы Небесной милости и благодѣяній!

И мы съ вами должны быть всегда благодарны Ей за то, что Она здѣсь съ нами пребываетъ; и если только къ Ней обращаются съ вѣрою и упованіемъ, то за Ея милостью дѣло не остановится. Призывая Ея благодать и милость, не оскорбляли бы Ее своими неисправленными грѣхами, но прося Ея помощи, прилагали бы свои добрыя усилія къ тому, чтобы не огорчать нашу Преблагословенную Матерь, а радовать Ее своимъ добрымъ христіанскимъ житіемъ. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 213-215.
---------------------------------------------------------------------------------

Мироточение Монреальской Иверской  иконы Божией Матери:
http://video.mail.ru/mail/o.seraphim/16/119.html
Категория: Проповеди | Просмотров: 689 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |