Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Вторник, 26.11.2024, 20:14
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Август » 1 » ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА
20:57
ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА


ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО  СЕРАФИМА, САРОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ  ЧУДОТВОРЦА

(память 19 июля/1 августа)

В начале про­шлого века на свещнице Русской Православной Церкви во­зго­релась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвиж­ника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины.
19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровож­далось многими чудесны­ми исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Очень широко почитаемый еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же, как и преподобный Сер­гий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении
к ду­ховному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеро­диакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), просто и
в соче­тании друг с другом входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие препо­добного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподоб­ного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 года, за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — говорил
в той беседе преподобный Серафим, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей хрис­тианской есть стяжание Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, молитва и милостыня и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия... только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преис­полняет человека благодатью Духа Святаго и притом, как сказано, "не в меру бо дает Бог Духа Святого. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его”.

Стяжание — все равно, что приобретение. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того — получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денеж­ный, приобрета­ется одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именуется куплею и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже прииду, искупующи время, яко дни лукави суть”, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа.

В притче о мудрых и юродивых девах, когда юродивым не доставало елея, я убогий думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божиего
не дос­тавало. Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать, а до того, получе­на ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необ­ходимом плоде добродетели, о благодати Святаго Духа, без Которого и спа­сения никому нет и быть не может, ибо "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется же Тройческим единством священнотайне”. Сам Дух Святой вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему всетворчес­кому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие”. Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли до­ждаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости.

Торжище — жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не до­пустившие к Жениху, — смерть человеческая; девы мудрые и юродивые — души христианские; елей — не дела, но получаемая через них во внутрь естества на­шего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, т. е. невниманию к Его
о нас попечению, когда Бог говорит: "Се стою при дверях и толку”, разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью.

О, как желал бы я, ваше боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием. "В чем застану, в том и сужу”, — говорил Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями жи­тейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет? Вот почему сказано: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть”, то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его.

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, даст благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания Духа благодати. Захотели бы вы, например,
в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы
и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая снискать не можно. А до молитвы это никак не относится: на нее вся­кому и всегда есть возможность — и богатому и бедному, и знатному и прос­тому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику. Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженными будем, когда обрящет нас Господь бдящими, в полноте даров Духа Его Святого. Тогда мы можем благо­дерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, грядущего со славою и силою новою судити живым и мертвым и воздать им коемуждо по делам его.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше ба­рыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "Непрестанно молитеся”, но да ведь, как помните, и прибавляет: "Хочу лучше пять словес реши умом, нежели тысящи языком”. И Господь говорит: "Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, спасется, но творяй волю Отца Моего”, то есть делающий "дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением”, а дело Божие есть "да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа”.

Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго».

«Батюшка, — сказал я, — вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Святаго Духа как о цели христианской жизни; но как же и где я могу видеть ее? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?»

«Мы в настоящее время, — так отвечал старец, — по нашей почти всеобщей хо­лодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невниматель­ности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения чело­века с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священ­ного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: "И виде Адам Господа, ходящего в раи”, или когда читаем у апостола Павла: "Идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде
с нами”. Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится
о явлении Бога человеком.

Вот некоторые и говорят: "Эти места непонятны: неужели люди так очевидно могли видеть Бога?” А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не ка­залось странным.

Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. И все потому, что не ищем благодати Божией,
не до­пускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души наши, потому и
не имеем истинного просвещения от Господа. Мы не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус.

Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатью Божией и как распознать ее и чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просве­щенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека. И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святаго на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него — так сиял он необыкновенным светом, окружающим лицо его. Он даже принужден был являться народу
не иначе, как под покрывалом. Вспомните преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его и "быша ризы Его блещущие, яко снег, и ученицы Его от страха падоша ниц”. Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеп­ляв­шей глаза учеников, "облак, сказано, осени их”. И таким-то образом благо­дать Всесвятаго Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее».

«Каким же образом, — спросил я батюшку о. Серафима, — узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святаго?»

«Это, ваше боголюбие, очень просто, — отвечал он мне, — поэтому-то и Гос­подь говорит: "Вся проста суть обретающим разум”. Да беда-то вся наша
в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кричит, ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение ему. Про этот разум Господь сказал: "Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти”. Апостолом же Своим про недостаток этого разума Он сказал: "Ни ли неразумливи есте и не чли ли Писания и притчи сия не разумеете ли?” Опять же про этот разум в Еван­гелии говорится про апостолов, что "отверз им тогда Господь разум разумети Писания”. Находясь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и, проникнутые Им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодно Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: "Изволися Духу Святому и нам” и только на этих основаниях и предлагали свои писания, как святые апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божиего... Так вот, ваше боголюбие, видите ли, как это просто?»

Я отвечал: «Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием? Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?»

Батюшка о. Серафим отвечал: «Я уже, ваше боголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием
и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно?»

«Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько».

Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою... Что же ты не смотришь на меня?»

Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли».

О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть».

И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: «Благода­рите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: "Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, Которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благово­лишь явиться во свете великолепной славы Твоей”. И вот, ба­тюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима. Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией... Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами».

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший бла­гого­вейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистающей яркости его полуденных лучей лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих
не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет осле­пительный, простирающийся далеко на несколько сажен кругом и озаряю­щий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху, и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?»

«Что же чувствуете вы теперь?» — спросил меня о. Серафим.

«Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу».

«Это, ваше боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про ко­торый Господь сказал ученикам Своим: "Мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победих мир”. Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; "мир, по слову апостольскому, всяк ум преимущий”. Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а
не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому; он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется "миром Божиим”... Что же еще чувствуете вы?»

— «Необыкновенную радость во всем моем сердце».

И батюшка о. Серафим продолжал: «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он не прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем, что
"в мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто не возьмет от вас”. Но как бы не была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в срав­нении с тою, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что радости той "ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку
не взы­доша благая, яже уготовал Бог любящим Его”. Предзадатки этой радости даются нам теперь; если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле? Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова, да сбудутся на нас слова Господни: "Терпящие же Господа, тии изменят крепость, окрилотеют, яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут, пойдут от силы в силу, явится им Бог Богов в Сионе разумения и небесных видений”. Вот тогда-то наша теперешняя радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никтоже возмет ее от нас, преисполняемых неизъяс­нимых пренебесных наслаждений... Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие?»

Я отвечал: «Теплоту необыкновенную».

— «Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... какая же может быть тут теплота?»

Я отвечал: «А такая, какая бывает в бане, когда поддают на каменку и когда из нее столбом пар валит».

«И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани?»

«Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию».

И батюшка Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: «Я сам, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чув­ст­вуете? Сущая правда, ваше боголюбие. Никакая приятность земного бла­гоуха­ния не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощу­щаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святаго Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему? Заметьте же, ваше боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас и ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: "Теплотою Духа Святаго согрей мя”. Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи вдеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду,
от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: "Царствие Божие внутрь вас есть”. Под Царствием же Божиим Господь разумеет благодать Духа Святаго. Вот это Цар­ствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святаго и от вне осиявает и согревает нас и, преис­полняя многоразличным благоуханием окружа­ющий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неиз­глаголанною. Ваше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: "Царствие Божие несть пища и питие, но правда и мир о Дусе Святе”. Вера наша состоит "не в препретельных земных премудрости словах, но
в явлении силы и духа”. Но в этом-то состоянии мы с вами теперь находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: "Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе”. Вот, батюшка, ваше боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог. Вот что значит быть в полноте Духа Святаго, про которую прп. Макарий Египетский пишет: "Я сам был в полноте Духа Святаго...” Этою-то полнотою Духа Святаго и нас убогих преисполнил теперь Господь. Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго. Будете ли вы помнить теперешнее яв­ление неизречен­ной милости Божией, посетившей вас?»

«Не знаю, батюшка, — сказал я, — удостоит ли меня Господь навсегда пом­нить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию».

«А я мню, — отвечал мне о. Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благодать Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послу­шать убогого Серафима, тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли бы быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего: у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святаго. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и на ко­тором Он является в полноте Своей пренебесной славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Весть бо Отец ваш Небесный, яко всех сих требуете”.

О милосердии же Господа Бога сомневаться нечего: сами, ваше боголюбие, видите, как слова Господни, сказанные через пророка, сбылись на нас. "Несмь Аз Бог издалече, но Бог вблизи, и при устех твоих есть спасение твое”.
Не успел я убогий перекреститься, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы Господь удостоил вас видеть Его благостыню во всей ее полноте, как уже Он немедленно и на деле исполнением моего пожелания поспешить изволил. Не зело хваляся говорю я это и не с тем, чтобы показать вам свое значение и привести вас в зависть, и не для того, чтобы вы подумали, что я монах, а вы мирянин, нет, ваше боголюбие, нет, но "близ Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лица. Отец бо любит Сына и вся дает
в руце Его”, лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и миря­нина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы "яко зерно горушно”.

Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих
в Него: "Веруяй в Мя дела не точию яже Аз творю, но и больше сих сотворит, яко Аз иду ко Отцу Моему и умолю Его о вас, да радость ваша исполнена будет. Доселе не просите ничесоже во имя Мое, ныне же просите и приимите”. Так-то, ваше боголюбие, все, о чем бы вы не попросили у Господа Бога, все вос­приимете, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: "Вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе”. Так не имете никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользам и назиданию ближних относились. Но если бы для собственной вашей нужды, или пользы, или выгоды вам что-либо было нужно, и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том край­няя нужда и необходимость настояла, ибо любит Господь любящих Его: благ Гос­подь всяческим, щедрит же и дает и непризывающим имени Его, и щедроты Его во всех делах Его, волю же боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и весь совет их исполнит, исполнит Господь вся прошения твоя. Одного опасайтесь, ваше бого­любие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды.
Не от­кажет Господь вам и в том за вашу православную веру в Христа Спасителя.

Так-то, ваше боголюбие, все я вам сказал теперь и на деле показал, что Господь и Матерь Божия через меня, убогого Серафима, вам сказать и показать соблаговолили. Грядите же с миром, Господь и Божия Матерь с вами да будет всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Грядите же с миром».

И во все время беседы этой, с того самого времени, как лицо о. Серафима просветилось, видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе сказанное говорил он мне, находясь в одном и том же положении. Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою.

На этом месте заканчивается Мотовиловская рукопись (дана с некоторым сокращением).

Духовная связь с прошлым и будущим у преподобного Серафима исполнена жиз­­ненной силы. Так однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом мо­литв верующих, молящихся ко Господу. И сам преподобный говорил: «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что
не помилует их, ибо будут «учить учениям к заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня». А дивеевским сестрам отец Серафим незадолго перед своей кончиной оставил утешительное обещание, говоря: «Для вас я живой есть, буду и во веки».

И один брат, видя истинно подвижническую жизнь о. Серафима, в назидание самому себе спросил его: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?» «Потому, — отвечал старец, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая были и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера, днесь, той же и во веки (Евр. 13, 8)». Эта глубокая и святая истина, которую о. Серафим разумел из опыта собственной жизни, была, так сказать, заключительным словом его уст и печатью его подвигов.

Облик великого русского подвижника предстает пред нами настолько пропитан­ным истинным Православием, настолько явно украшенным дарами Духа Святаго, что сам жизненный его путь мы узреваем как икону жизни нашей Церкви, Церкви, идущей долгим крестным путем, под терновым венцом, но идущей под водительством Пресвятой Троицы, не оставляющей рода своего — детей Божиих, того рода, о котором печется и Пречистая Богоматерь, утешающая нас в лице избранного своего старца.

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Преподобный Серафимъ Саровскій.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Среди лѣта запоютъ Пасху» — сказано было нѣкогда въ Саровѣ. Прошло 70 лѣтъ послѣ смерти того, кѣмъ эти слова были произнесены, и 19 іюля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными пѣснями, прославляющими Бога и Его угодника. Дѣйствительно, вся Русь ликовала тогда, какъ въ день Святой Пасхи, даже больше.

Наступили потомъ страшные дни для Россіи, но не умерла и не ослабла память о преподобномъ Серафимѣ. Также притекаютъ къ нему русскіе люди, прославляютъ его и на терзаемой Родинѣ, и во всѣхъ концахъ міра, гдѣ они разсѣяны. Съ жизнью преподобнаго Серафима начинаютъ знакомиться и другіе народы; его жизнеописаніе переводится на разные языки, вызывая не только восхищеніе, но и стремленіе многихъ примѣнить въ своей жизни уроки, даваемые намъ жизнью преподобнаго Серафима. Такъ, несмотря на всѣ перемѣны, происходящія въ мірѣ, память преподобнаго Серафима не только не меркнетъ, но остается свѣтильникомъ, все ярче свѣтящимъ человѣчеству.

Подобное было и въ дни его земной жизни. Рушились города, возстанавливались царства, съ 12 народами шелъ въ Россію, а потомъ съ позоромъ покинулъ ее Наполеонъ, горѣла и опять возстала изъ пепла Москва, устраивали возстаніе и были судимы декабристы, а преподобнаго Серафима какъ бы и не касались эти событія. Онъ весь былъ занятъ достиженіемъ единаго на потребу (Лук. 10, 42), работалъ надъ «своимъ духовнымъ возрастаніемъ». «Эгоистъ, замкнутый въ себѣ», «невѣжда, не интересующійся ничѣмъ, кромѣ того, что лично его касается» — такъ сказали бы про него многіе мыслители, не желающіе видѣть и малѣйшей пользы въ подвигахъ самоусовершенствованія. Но вотъ умираетъ инокъ Серафимъ. Казалось бы совсѣмъ теперь долженъ изгладиться изъ людской памяти обликъ этого старца, такъ упорно убѣгавшаго отъ міра. Но начинается цѣлое паломничество къ его гробу, во всѣхъ концахъ Россіи прибѣгающіе къ нему получаютъ помощь, утѣшеніе и назиданіе, а почитаніе его начинаетъ распространяться и среди другихъ народовъ.

Въ чемъ же сила преподобнаго Серафима? Въ чемъ его подвигъ? Онъ стремился къ осуществленію заповѣди Христовой: Будьте совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48); онъ трудился надъ тѣмъ, чтобы возстановить въ себѣ первозданный образъ человѣка, испорченный впослѣдствіи грѣхомъ. Преподобный Серафимъ достигъ своей цѣли: онъ побѣдилъ грѣхъ и сталъ преподобнымъ, сдѣлался воистину подобіемъ Божіимъ. Мы не можемъ видѣть невидимаго Бога. Но Господь намъ даетъ видѣть Себя въ Своихъ подобіяхъ, въ Своихъ угодникахъ. И вотъ однимъ изъ такихъ подобій сталъ преподобный Серафимъ. Въ немъ мы видимъ возстановленную человѣческую природу, освобожденную отъ рабства грѣху. Онъ есть воплощенное олицетвореніе побѣды вѣчнаго надъ преходящимъ, святости надъ грѣхомъ, добра надъ зломъ. Преподобный Серафимъ всѣхъ призываетъ своимъ примѣромъ слѣдовать по пути, указанному Христомъ. Онъ зоветъ бороться съ грѣхомъ и своими недостатками, являясь маякомъ и свѣтильникомъ для всѣхъ, ищущихъ спасенія. Преподобный Серафимъ призываетъ искать высшаго блага, плода духовнаго, о которомъ апостолъ Павелъ сказалъ: плодъ же духовный есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе. Но для сего нужно плоть распяти со страстьми и похотьми (Гал. 5, 22-24).

Тяжелъ путь къ небесному Царству, ибо грѣхъ овладѣлъ человѣческой природой и испортилъ ее. Имѣетъ каждый изъ насъ грѣхи личные. Есть и грѣхи общественные, въ которыхъ грѣшенъ весь народъ. Такъ весь русскій народъ грѣшенъ въ томъ, что оставилъ благочестивую жизнь и обычаи своихъ предковъ, началъ принимать и искать чуждое ему, неправославное, что вѣрилъ клеветамъ, распространяемымъ про Помазанника Божія, и позволилъ сперва сорвать вѣнецъ, а потомъ погубить со всей семьей, его благочестиваго Царя, перваго припавшаго къ прославленнымъ мощамъ преподобнаго Серафима. Преподобный Серафимъ зоветъ всѣхъ къ покаянію и къ исправленію жизни, и личной, и общественной. Хоть и тяжелъ этотъ путь, но угодникъ Божій поможетъ идти имъ. Преподобный Серафимъ — маякъ и свѣтильникъ на этомъ пути; онъ же и помощникъ.

Молитвами преподобнаго Твоего, отца нашего Серафима, Господи, даруй покаяніе и побѣду надъ грѣхомъ намъ, грѣшнымъ, и введи насъ въ Твое небесное Царство. Аминь.

Сербія 1928 г.
Категория: Из истории Церкви | Просмотров: 679 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |