Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Понедельник, 29.04.2024, 08:32
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Апрель » 16 » Проповеди
14:31
Проповеди
Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)
Дочь Сіона и дочь Вавилона. Поученіе на праздникъ Входа Господня въ Іерусалимъ.


Не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ на жребяти осли (Іоан. 12, 15).

Возлюбленные мои братія, православные слушатели! Въ семъ вѣкѣ есть двѣ дочери. Одна — дочь Сіона, о которой воспоминаетъ св. Іоаннъ Богословъ, говоря: Не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ (Іоан. 12, 15). Другая — дочь Вавилона, которую воспоминаетъ царственный пророкъ Давидъ въ такихъ словахъ: дщи Вавилоня окаянная! блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ: блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень. Въ словахъ: се Царь твой грядетъ подъ Царемъ разумѣется Христосъ Богъ Избавитель нашъ. Ибо такъ наименовалъ Его святый Іоаннъ Богословъ, сказавъ: Царь царемъ и Господь господемъ (Апок. 17, 13).

Обѣщаю вамъ, православные слушатели, разъяснить сегодня, каковы сіи дочери, и почему дочери Сіона повелѣно не бояться, когда придетъ къ ней Христосъ Богъ, Царь славы. Молю Христа Спасителя моего о помощи, а у любви вашей прошу вниманія.

Дочерью Сіона называется, во первыхъ, Іудейская синагога, ибо Іудеи обитали на горѣ Сіонской. Гору сію нѣкогда взялъ приступомъ царь Давидъ и устроилъ на ней крѣпость и столицу своего царства. О семъ такъ говорится въ книгахъ Царствъ: пріятъ Давидъ вся страны Сіона, и созда около его градъ (2 Цар. 5, 7. 9). И вотъ, когда притекъ Христосъ Спаситель нашъ къ столицѣ Іудейской, къ городу Іерусалиму, въ то самое время въ синагогѣ Іудейской было сказано: Не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ.

Во вторыхъ, дочерью Сіона называется Каѳолическая Церковь. Ибо христіане, вѣрующіе въ истиннаго Христа Бога нашего, будутъ жить на небеси. Псалмопѣвецъ такъ говоритъ о Христѣ Сынѣ Божіемъ: жезлъ силы послетъ ти Господь отъ Сіона, и будеши господствовати посредѣ враговъ твоихъ (Псал. 109, 2). И въ то время, когда Христосъ приходитъ въ святую Церковь христіанскую, въ ней слышатся пророческія слова: не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ.

Въ третьихъ, дочерью Сіона называется душа каждаго православнаго христіанина. Ибо Духъ Святый въ Пѣсни пѣсней глаголетъ всѣмъ вѣрующимъ людямъ: дщери Сіонскія! изыдите и видите царя Соломона въ вѣнцѣ, т. е. Бога нашего во плоти человѣка, въ немже вѣнча его мати въ день женитвы его, т. е. въ день воплощенія Его, въ тотъ самый день, когда Христосъ Сынъ Божій воспріялъ плоть человѣческую и соединился съ нею. И вотъ, когда какой-либо человѣкъ пріемлетъ пресвятое тѣло Христа Бога нашего и Его пречистую кровь въ священнѣйшей тайнѣ Евхаристіи подъ видомъ хлѣба и вина, въ тотъ самый часъ говорится душѣ его: не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ.

Въ четвертыхъ, дочерью Сіона называется Пречистая Дѣва Богородица. Ибо какъ на горѣ Сіонской обиталъ Господь Богъ, по словамъ Псалмопѣвца: гора Сіонъ сія, въ нейже вселился еси (Псал. 73, 2): такъ и во утробѣ Пречистыя Богородицы пребывалъ Христосъ Богъ нашъ. И когда вошелъ Онъ въ пречистую утробу Богородицы, тогда и Ей сказано: не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ.

Вотъ, православные слушатели, сказалъ я вамъ о дочери Сіона. Теперь мнѣ слѣдуетъ говорить о дочери Вавилона.

Дочерью Вавилона, во первыхъ, называется нечестивый городъ земли Халдейской — Вавилонъ. Въ семь городѣ былъ нечестивый царь Навуходоносоръ, который за свою гордость превращенъ былъ Богомъ въ вола и въ теченіе семи лѣтъ питался травою въ пустынѣ. Въ томъ же самомъ Вавилонѣ покаралъ Богъ царя Валтасара отпаденіемъ отъ него его царства за пьянство и оскверненіе церковныхъ сосудовъ, изъ коихъ царь ѣлъ и пилъ вино съ своими вельможами. Въ то время, какъ онъ пиршествовалъ, въ его палатахъ явилась человѣческая рука, написавшая на стѣнѣ такія слова: мани, ѳекелъ, фаресъ, т. е. отниметъ Богъ царство твое (Дан. 5, 25). Сіи Вавилоняне часто разоряли городъ Іерусалимъ, опустошали всю землю Израильскую огнемъ и мечемъ, и уводили плѣнныхъ Израильтянъ въ Вавилонъ. За то царь Давидъ съ гнѣвомъ и изрекъ о Вавилонѣ: Дщи Вавилоня окаянная! Блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ: Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень.

Во вторыхъ, дочерью Вавилона называется вѣкъ сей. Ибо какъ въ Вавилонѣ жили дикіе звѣри, такъ и въ вѣкѣ семъ за свои злыя дѣла называются дикими звѣрями люди злые, неправедные и грѣшные. Ибо Самъ Богъ идолопоклонниковъ и грѣшныхъ людей, желавшихъ придти къ познанію истиннаго Бога, называлъ звѣрями. Благословятся, сказано въ Писаніи, звѣри польстіи, сирины и дщери птичіи, яко дахъ въ пустыни воду (Ис. 43, 20). Великія притѣсненія и муки терпѣли Израильтяне въ Вавилонѣ: такъ и христіане претерпѣваютъ въ вѣкѣ семъ гоненія и мученія отъ еретиковъ и невѣрныхъ. О терпѣніи семъ сказалъ Самъ Христосъ Спаситель Своимъ ученикамъ: Восплачетеся и возрыдаете, а міръ возрадуется (Іоан. 16, 2). Посему, если и намъ придется въ семъ вѣкѣ терпѣть за правду какое-либо гоненіе или испытывать искушеніе, то мы должны въ отвѣтъ на это сказать сему вѣку: Дщи Вавилоня окаянная! Блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ: Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень.

Къ сему желаю я, православные слушатели, указать вамъ особенныя причины, ради коихъ повелѣно не бояться дочери Сіона, когда приходитъ къ ней Царь славы, Христосъ. Ибо Всевышній часто являлся людямъ, но тотъ, кому Онъ являлся, не могъ переносить сіе явленіе безъ страха.

Ною явился Богъ въ страшномъ столпѣ съ обильнымъ дождемъ и многими водами, кои произвели великій потопъ и потопили все живушее на землѣ, и людей, и звѣрей, и скотовъ, и птицъ, и гадовъ. Вотъ что читаемъ мы въ книгѣ Бытія: Разверзошася источницы бездны, и отверзошася хляби небесныя и бысть дождь на земли четыредесять дней и четыредесять нощей. Умре же всякая плоть живущихъ по земли, птицъ, и скотовъ, и звѣрей, и вся движущаяся по земли, и вси человѣцы, и все елико имать дыханіе животно (Быт. 7, 11-12. 21).

Испыталъ страхъ и Моисей, когда явился ему Богъ на горѣ Синайской, съ молніей и громомъ, со страшнымъ трубнымъ гласомъ, въ огнѣ и облакѣ. Такъ написано о семъ въ книгѣ Исхода: Во утрій же день быша гласи и молнія, и облакъ молніинъ на горѣ Синайстѣй, и гласъ трубы глаголаше сильно зѣло. Гора же Синайская куряшеся вся, схожденія ради Божія на ню во огни: исхождаше же дымъ пещный и убояшася вси людіе въ полцѣ зѣло (Исх. 19, 16. 18).

Испыталъ страхъ и пророкъ Илія, когда явился ему Богъ въ огнѣ и вихрѣ великомъ. Такъ сказалъ ему Ангелъ Господень: изыди утро и стани предъ Господемъ въ горѣ: се бо мимоходитъ Господь, и се духъ великъ и крѣпокъ, разоряя горы, и сокрушая каменіе и предъидетъ Господь: и не въ дусѣ Господь: и по дусѣ трусъ, и не въ трусѣ Господь: и по трусѣ огнь, и не во огни Господь: и по огни гласъ хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 11-12).

Испыталъ страхъ и пророкъ Іезекіиль, когда явился ему Богъ на колесницѣ, въ которую были запряжены четыре херувима; и всякій херувимъ имѣлъ четыре лица — одно человѣческое, другое — телячье, третье — львиное, четвертое — орлиное. Самъ пророкъ Іезекіиль говоритъ: Четыре лица единому.

Страхъ объялъ и пророка Даніила, когда ему явился Богъ въ тьмахъ и тысячахъ силъ небесныхъ. О семъ самъ пророкъ говоритъ: Тысящы тысящъ служаху Ему, и тьмы темъ предстояху Ему (Дан. 10, 4. 6. 10).

Придутъ въ страхъ и трепетъ и грѣшные люди въ тотъ послѣдній день, когда Христосъ Спаситель нашъ придетъ судить живыхъ и мертвыхъ. Ибо въ тотъ часъ пошлетъ Онъ ихъ въ адъ на мученія, и будутъ тамъ за различные грѣхи разныя и муки. Будутъ терпѣть огонь неугасимый, ибо Христосъ Спаситель нашъ сказалъ: Огнь ихъ не угаснетъ (Матѳ. 9, 44). Въ огнѣ томъ будутъ горѣть люди съ нечистыми помыслами, прелюбодѣи, блудники и гнѣвливые, за то, что они, кто отъ похоти, кто отъ гнѣва распалялись. Будетъ тамъ и зима лютая, и отъ студености той грѣшники будутъ скрежетать своими зубами. О семъ сказалъ Христосъ Спаситель нашъ: Тамо будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ. Сію зиму лютую будутъ терпѣть тѣ люди, которые немилостивы къ убогимъ и не принимаютъ къ себѣ въ домъ странниковъ, не имѣющихъ пріюта, переносящихъ снѣгъ и лютый морозъ. Таковые немилостивые люди будутъ товарищами діавола и аггеловъ его. Ибо такимъ людямъ скажетъ Христосъ Богъ нашъ: Идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ егоЧервь ихъ не умираетъ (Матѳ. 9, 44). Черви сіи будутъ ѣсть и терзать тѣхъ людей, кои лихоимствуютъ и отнимаютъ имущество ближнихъ. Будетъ тамъ и смрадъ нестерпимый отъ сѣрнаго огня, ибо написано: Огнь и жупелъ и духъ буренъ, часть чаши ихъ (Псал. 10, 6). Смрадъ сей будутъ претерпѣвать люди, которые наслаждаются всякими благовонными духами и съ усерднымъ прилежаніемъ разыскиваютъ всякія благоуханныя травы. (Матѳ. 25, 41). Такое товарищество съ діаволомъ будутъ имѣть и люди горделивые, которые нынѣ презираютъ убогихъ, гнушаются ими и не смотрятъ на нихъ. Тамъ черви непрестанно будутъ терзать и ѣсть людей грѣшныхъ, и никогда эти черви не исчезнутъ; ибо сказано:

Будетъ тамъ и тоска великая, настолько лютая, что если бы можно было умереть, то люди смерть поспѣшили бы воспріять съ наслажденіемъ, но во вѣки не умрутъ. Ибо написано: Взыщутъ человѣцы смерти, и не обрящутъ ея: и вожделѣютъ умрети, и бѣжитъ отъ нихъ смерть (Апок. 9, 6). Такую тоску будутъ терпѣть тѣ люди, которые нынѣ непрестанно пребываютъ въ весельѣ, пьянствѣ и великой роскоши, увеселяя себя музыкой и танцами, о Богѣ же никогда не помышляютъ. Будетъ тамъ и тьма кромѣшняя, ибо написано: Связавше ему руцѣ и нозѣ, вверзите его въ тьму кромѣшнюю (Матѳ. 22, 13). Вверженные въ сію тьму будутъ сидѣть въ ней вѣчно и никогда не увидятъ лица Божія. Ту же тьму воспріимутъ тѣ, которые не допускаютъ убогихъ видѣть свое лице. Будетъ тамъ голодъ: ибо Самъ Христосъ сказалъ: Горе вамъ насыщенніи нынѣ, яко взалчете (Лук. 6, 25). Голодъ сей будутъ терпѣть тѣ люди, которые въ вѣкѣ семъ не питаютъ бѣдныхъ и убогихъ. Будетъ тамъ еще и жажда великая: ибо Самъ Христосъ сказалъ: яко вы возжаждете. Таковую жажду будутъ терпѣть тѣ, кто здѣсь на землѣ не утоляетъ жажды странниковъ и убогихъ людей. И будетъ тамъ великая тѣснота, ибо адъ переполнится отъ множества людей грѣшныхъ. Какъ только въ день страшнаго суда Христосъ Богъ нашъ скажетъ грѣшникамъ: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный; земля подъ грѣшниками немедлено разступится, какъ разступилась во дни Моисея подъ Кореемъ, Даѳаномъ и Авирономъ, и всѣ грѣшники впадутъ во адъ; земля же послѣ этого снова сомкнется на мѣстѣ томъ.

И пребудутъ грѣшники во адѣ нескончаемые вѣки, какъ Самъ Богъ глаголетъ: идутъ сіи въ муку вѣчную (Матѳ. 25, 48). И кто какимъ образомъ согрѣшилъ, тотъ тѣмъ и страдать будетъ: имиже кто согрѣшаетъ, сказалъ Соломонъ, сими и мучится (Прем. 11, 17).

Теперь вы знаете, православные слушатели, почему повелѣно не бояться дочери Сіона, когда къ ней приходитъ Христосъ Царь славы, почему сказано: не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ. Владыка и Господь Богъ, Царь всѣхъ идетъ къ намъ не съ потопомъ страшнымъ, не съ водами многими и дождями великими, но идетъ со слезами милосердія; ибо Онъ три раза проливалъ слезы изъ очей Своихъ. Первый разъ плакалъ Онъ надъ Лазаремъ умершимъ; второй — надъ Іерусалимомъ, потому что въ немъ предстояло Ему пострадать, и въ третій разъ плакалъ Онъ въ тотъ часъ, когда былъ пригвожденъ ко кресту.

Христосъ Царь и Богъ нашъ идетъ къ намъ не съ огнемъ и дымомъ, не съ страшнымъ громомъ и трубнымъ гласомъ, какъ на горѣ Синайской, но пришелъ къ намъ съ пѣснями дѣтей: Осанна Сыну Давидову: благословенъ Грядый во имя Господне: осанна въ вышнихъ.

Христосъ Царь и Богъ нашъ идетъ нынѣ къ намъ не въ вихрѣ великомъ, какъ при Иліѣ, но съ цвѣтущими и благоухающими пальмовыми вѣтвями.

Христосъ Царь и Богъ нашъ, нынѣ идетъ не съ тысячами тысячъ и тьмами темъ, не съ двѣнадцатью легіонами ангеловъ небесныхъ, но только съ двѣнадцатью учениками Своими, смиренными и кроткими.

Царь нашъ и Богъ грядетъ къ намъ не на колесницѣ, везомой четвероличными херувимами, какъ видѣлъ Іезекіиль, а на смиренной ослицѣ.

Наконецъ, Царь, и Господь, и Богъ нашъ идетъ къ намъ не для того, чтобы судить живыхъ и мертвыхъ, но для того, чтобы люди судили Его; идетъ не за тѣмъ, чтобы грѣшныхъ людей ввергнуть въ адъ на вѣчныя мученія и казнить смертію, но затѣмъ, чтобы Самому испытать мученія и принять за наши грѣхи позорную смерть на крестѣ. Потому и пришелъ Христосъ во Іерусалимъ безъ славы и пышности, чтобы іудеи не приняли Его за Царя, какъ они и сами сказали: не имамы царя токмо кесаря (Іоан. 19, 15).

Поспѣшимъ, братіе, принять къ себѣ Христа, Царя и Бога нашего. Онъ стучитъ въ двери сердца нашего и призываетъ насъ къ покаянію въ нашихъ грѣхахъ. Покайтеся, говоритъ Онъ, приближися бо царство небесное (Матѳ. 4, 17). Кто не исповѣдуетъ грѣховъ своихъ, у того заперты двери сердца, и Христосъ къ нему не войдетъ и жить въ немъ не будетъ. Тотъ же, кто исповѣдуетъ согрѣшенія свои, коими прогнѣвалъ Творца своего, и съ раскаяніемъ обѣщаетъ и впредь того не творить — тотъ отверзетъ двери сердца своего Христу Спасителю своему, и Спаситель внидетъ въ сердце его и обитать будетъ въ немъ. Ибо Самъ Христосъ сказалъ: Се стою при дверехъ и толку: и аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ Ми двери, и вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 2, 2). Посему если мы, братіе, исповѣдаемъ свои согрѣшенія, коими прогнѣвали Спасителя своего, и дадимъ за нихъ удовлетвореніе; то и мы отверземъ двери сердца нашего, и внидетъ къ намъ на жительство, какъ царь въ прекрасныя палаты. Ибо, когда Христосъ вошелъ въ домъ Закхея, то простилъ ему всѣ согрѣшенія его и сказалъ: Днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 9). Такъ и мы очистимъ домъ нашей души покаяніемъ и молитвами. Тогда и къ намъ придетъ Христосъ Богъ нашъ, въ домъ души нашей, и скажетъ: Днесь спасеніе дому сему бысть, и проститъ намъ всѣ грѣхи наши Своею благодатію и человѣколюбіемъ. Аминь.

Источникъ: Дочь Сіона и дочь Вавилона. Поученіе св. Димитрія Ростовскаго на праздникъ Входа Господня въ Іерусалимъ. // Входъ Господень во Іерусалимъ. Служба въ недѣлю Ваій съ приложеніемъ избранныхъ статей, объяснительныхъ примѣчаній и нотныхъ пѣснопѣній. — Джорданвиллъ: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1985. — С. 34-40.


Категория: Проповеди | Просмотров: 537 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |