Св.Филарет митр. Нью-Йоркский. Неделя 2-я Великого Поста: Св. Григорий Палама
По церковному уставу, во второй воскресный день Великого Поста,
Православная Церковь, помимо празднования воскресного дня, еще
вспоминает одного из великих иерархов и проповедников чистого
Православия, Святителя Григория Паламу, который был архиепископом города
Солуни или иначе Фессалоник.
Святитель Григорий принадлежал к числу
тех великих благовестников христианской истины, у которых дело с жизнью
не расходилось, и поэтому, помимо тех богословских сокровищ знания,
которые он оставил в изобилии, как наследство для Православной Церкви,
он привлекал к себе души человеческие своею святою и подвижническою
жизнью и, таким образом, его духовное воздействие было двойным: он учил и
своим словом и самою жизнью своею.
Ему приходилось бороться с еретиками, которые искажали истину православия самыми различными способами.
Был один вопрос, чисто богословский,
из-за которого у него была долгая борьба с исказителями истины. Когда
Господь Иисус Христос преобразился на горе Фавор и просиял там, как
солнце - по их утверждениям, этот чудесный свет, был обычным светом,
какой мы постоянно видим в солнце и других источниках света - светом
обычного порядка.
Святитель Григорий Палама, возражая на
это, учил, что это был совсем иного порядка свет, ибо он указывал на
слова апостольские "Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы.” А символ
веры наш, как вы знаете, говоря о Сыне Божием, о Господе Иисусе Христе и
Его воплощении на земле, гласит, что Он есть "Свет от Света, Бог
истинный от Бога истинного.” А о нашем обычном свете Библия говорит, что
он не присущ Богу, как вечное свойство самой Его Природы, а сотворен Им
во времени: "и сказал Бог, да будет свет - и стал свет” (Быт. 1:3). В
конце концов, эта чисто православная точка зрения восторжествовала и
противники святителя были посрамлены.
В наше время теперь часто говорят, что
это "отвлеченно-богословская тема.” Может быть, конечно, для наших
теперешних современников это и так, потому что их обыкновенно интересуют
совсем другие вопросы, а что касается истин бытия Божественного, истин
духовного порядка, относящихся к тому, что невидимо и что вечно, это к
сожалению теперь мало кого интересует.
Сейчас вообще, братие, когда мы
наблюдаем окружающую жизнь, то мы видим, какие сбивчивые, какие
неправильные представления об истине христианской наблюдаются у
теперешних людей, у многих из тех, кто именует себя и может искренно
считает себя верными чадами Православной Церкви. А в действительности,
как приходится часто наблюдать, об православии, об основных истинах
православия, они имеют самые сбивчивые и неясные понятия, а часто и
вообще никаких не имеют.
Чтобы убедиться в этом в наше время,
достаточно, например, задать православным христианам такой вопрос:
назовите три главных догмата нашей православной веры (это - догматы
Святой Троицы, воплощения Сына Божия и искупления). Многие ли смогут это
сделать? А к сожалению, сейчас мы слышим и видим, как люди мало
церковные и мало сведущие в истинах веры берутся рассуждать и о
богословии и о церковной жизни, о том, как должна жить Церковь, и как
нужно Церковью управлять; причем, говорят это они чрезвычайно
самоуверенно, и чем меньше они в этом деле понимают, тем больше у них
самоуверенности…
Справедливо было сказано несколько
времени тому назад в одном православном органе печати, что в последние
годы вдруг все себя возомнили знающими все - знающими и православную
веру и богословские истины и все, что касается церковной жизни, и
администрирования и т. д. Решили, что они все знают и все понимают и
могут всех учить и наставлять. Потому то так много сейчас путаницы,
неразберихи, и несогласий, внутри церковной ограды. Люди сами не знают и
того, что они говорят. Эти слова не мне принадлежат; еще святой Апостол
Павел говорил о том, что люди хотят быть учителями, но не понимают того
о чем они говорят и не понимают как следует даже и того, что сами они
говорят.
А когда звучит голос истины, то ему мало внимают.
Когда жил святитель Григорий Палама,
было время иное. Это теперь людям кажется, что тот вопрос из-за которого
он боролся с еретиками, был "отвлеченно богословский” вопрос; а тогда,
все что относилось к истине Православия, живо интересовало людей - оно
было близко их душе и сердцу, поэтому для них это не были отвлеченные
споры. А теперь все это, к сожалению, далеко от сознания и сердца наших
современников, поэтому они и считают что это какие-то оторванные от
жизни теоретические положения, а никак не что-то такое, что может душу
человека наполнить, заинтересовать и освятить. Но будем с вами помнить,
что только Церковь Христова есть столп и утверждение истины, что только
Господь Иисус Христос есть источник чистого, истинного учения. Он Сам о
Себе сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь.” Он есть сама воплощенная
истина. Только Пилат и ему подобные не умели и не умеют по своему
равнодушию эту истину увидать, а тот, у кого очи открыты, чтобы видеть и
уши отверсты, чтобы слышать, знает и чувствует душою своею, что
действительно истина - это Христос. И потому-то, христианин должен
всегда, когда он встречается с каким-либо учением, всегда проверить его
истиною Христовою. То, что нас приводит ко Христу, истинно и
благословенно, а то что нас отводит от Христа и от православия, есть
только гибельный обман, в какие бы привлекательные виды ни облекался
этот обман, и как бы красиво о нем ни говорилось. Еще раз повторяю:
помните, все, что отводит нас от Христа Спасителя, от Его учения и
чистой православной церковности, все это только заблуждение и гибель.
Поэтому раз и навсегда скажи себе, душа христианская, "Не принимаю
никакого учения, кроме Христова, и не знаю никакого другого учителя,
кроме Христа Спасителя, - не знаю и знать не хочу…” Аминь. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Епископ Мартин Алексинский и Южно-Российский.
Палама
Во имя Отца и Сына и Св.
Духа!
Представьте обыкновенные
механические часы, аппарат которых заключен в наглухо закрытом корпусе. Вы
видите циферблат и как движутся стрелки, слышите нежное тиканье, но не имеете
средств открыть ящик. Вы можете нарисовать себе некую картину часового
механизма, но вы никогда не можете быть уверенными в том, что ваша схема
единственно правильная, что она может исчерпывающе истолковать ваши наблюдения.
Поскольку корпус хронометра опломбирован, вы никогда не будете в состоянии
сравнить созданную картину работы часов с реальным агрегатом, вы даже не можете
себе представить возможность или смысл подобного сопоставления...
Так писал в середине нашего
столетия один из основоположников современной физики. Он был верующим человеком
и считал, что в области науки все наиболее тонкие идеи берут начало из исконно
религиозного чувства. Этот ученый мягко иронизировал над неограниченной
проницательностью человеческого мышления, сомневался, что вещи существуют в том
виде, в каком их воспринимают наши чувства. В жизни человека и животных
господствует иллюзия, царящая также и в естествознании, будто мир есть то, что
нам является.
Великий физик переживал
ощущение таинственности, лежащей в основе религии, и во всех наиболее глубоких
направлениях искусства и науки. Он стремится к тому непостижимому, что скрыто
под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас
лишь в виде косвенного слабого отзвука. Будучи гениальным теоретиком, он
довольствовался тем, что с изумлением строил догадки о тайнах мироздания «
смиренно пытался мысленно выстроить далеко не полную причину совершенной
структуры всего сущего. Его религиозное чувство почтительно восхищалось
порядком, который он замечал в природе небольшой части реальности, доступной
нашему рассудку.
Ему казалось, что религия
возникла на почве страха перед непознанными объектами природы, Такими как
землетрясения, гроза... Но как же он, крупнейший мыслитель эпохи, создатель
новой научной картины мира, оказавший крутое влияние на стиль научного мышления,
мог находить себе убежище в религии? Ведь у него отсутствовал тот страх, что был
погонщиком первобытных людей.
«Я смотрю, - писал он, - на
холст живописца, но мое воображение не может воссоздать внешность художника. Я
смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой
мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он
может постичь Бога, для Которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как
одно?» .(А.Эйнштейн, Собр. науч. трудов, т. 4, М., 1967) .
Ответ на проблему, как
человек может постичь Бога, Церковь дала, в частности, устами архиепископа
Фессалоникийского св. Григория Паламы. Память сего святителя мы празднуем
ежегодно на второй неделе Великого Поста. Палама свидетельствовал, что Бог
абсолютно недоступен и, в то же время может реально общаться с человеком. Вот
одно из противоречий, обогащающих религию не менее чем парадоксы науку.
Архиепископ различал в Боге
неприступную, непостижимую сущность (тайну - по выражению великого физика) и
божественные действия или энергии, силы, неотделимые от сущности Бога, Через
энергии Творец действует вовне Себя, проявляя, сообщая, отдавая Себя твари путем
Откровения, благодати. Откровение знакомо нам через Писание и Предание,
благодать - ничем не заслуженный дар Божий - известна, например, через талант.
Это не сущности, а энергии, свойства, порывы Бога.
Энергия - фундаментальное
понятие современной физики - циркулировала как понятие не только в философии
древних греков, но и в трудах отцов Церкви св.Василия Великого, св.Григория
Нисского.
В ХIV веке Григорий Палама,
не занимаясь никакими физико-математическими экспериментами, опираясь сугубо на
свою веру, т.е. на религиозное проникновение в структуру созданной Богом тварной
природы, вывел, что весь мир пронизан божественными энергиями. Родоначальник
классической физики Ньютон, не зная этого, утверждал, что во вселенной стынет
пустое пространство.
Современная физика отрицает
наличие пустых пространств. Пространство - это поле, пронизанное энергиями.
Палама, живший за триста лет до Ньютона, в свете новейших достижений науки более
актуален, чем ученый, затративший многие годы упорного труда на распутывание,
принципов небесной механики! Для Паламы не зияло пустоты в пространствах Божьего
промысла. Все проникнуто лучами Божества, энергиями Божьей заботы.
Правда, ставить знак
равенства между открытиями XX века и богословием св.Григория Паламы нельзя.
Между полем, пространством физиков и нетварными энергиями Бога - несоизмеримое
расстояние. Палама учил, что энергии Творца ни под каким предлогом недопустимо
отождествлять с тварным космосом или выводить их присутствие в мире в
зависимости от мира. Они существовали бы и в том случае, если бы Господь не
создал мира.
Мир сцементирован из веществ,
уверяет нынешняя физика, все вещи не что иное как сгусток энергии. Церковь с
таким постулатом совершенно согласна, ибо для нее Божественная энергия первичнее
материи, независима от нее. Энергия Бога - зодчий вселенной, она поддерживает
жизнь.
«Бог именуется светом не по
Своей сущности, а по Своей энергии» - назидал Палама. Энергия, заявляет физик
атомного века, - это свет.
«Свет Божий во тьме светит, и
тьма не объяла его»!
Развив учение о возможности
нашего, приобщения к непостижимому Богу через проявления Его сущности в мире,
св. Григорий Палама тем самым четко сформулировал догмат Православия о
доступности Бога человеку, о соединении скудельного сосуда с Пресвятой Троицей,
Божественная энергия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»,
постоянно присутствует в нашей жизни. Она приходит к нам ежедневно прежде всего
в таинстве Причастия, когда мы приобщаемся Тела и Крови Господних, когда по
благодати становимся сопричастниками Божественного естества через Господа Иисуса
Христа, в Котором незримо, взаимопроникновенно, неслитно пребывают энергии
божественная и человеческая.
И гениальный современный
физик, и отец Церкви в поисках Истины исходили из веры во внутреннюю гармонию и
тайну вселенной. Без такой веры нет ни творческой науки, ни подлинной религии.
Бог и мир для нас в
один и тот же миг доступны и недоступны. Мы видим не только циферблат закрытых
часов, механизм которых нам неизвестен, но и Лик Божий, Чья Сущность
непостижима.
В силу Божьей благодати и
«тайны обитающего в нас Духа Святаго» (В.Лосский, БТ, 8,М., 972) мы изменяем не
только окружающую нас действительность, но и собственную природу, преображая ее
в образ и подобие Божие.
Каким способом? Будучи
верными Господу словом, делом, помышлением.
Аминь.
|