Жертва вечерняя
Вчера на вечернем
богослужении незаметно для многих совершилось знаменательное событие. Оно
случилось в тот момент, когда по Уставу Церкви был приглушен, погашен свет.
Наступившая темнота напоминала об изгнании из рая, о грехопадении, которое, как
черная ночь, надвинулась на людей
«И никакая сила огня не могла
озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи»
(«Премудрость Соломона», 17,5).
Мгла говорила также о
глубокой ночи, в которую родился Спаситель» 0 Его Воплощении возвещало
ангельское пение, прозвучавшее в конце вечерни: «Слава в вышних Богу и на земли
мир, в человецех благоволение
Сумрак в храме символизировал
ночь, в которую Христос явится вторично: судить живых и мертвых, «узников тьмы и
пленников долгой ночи»
Царские врата в этот момент
богослужения закрыты, отождествляя собою двери рая, замкнутые для греха.
Срединная часть храма
называется кораблем. И поистине: земля - это корабль с мирянами в пучине
житейского моря; он борется с волнами отчаяния и страстей, захлестываемый
покаянной печалью, подавая гудки звуками шестопсалмия.
Шесть псалмов, соединяющих и
отделяющих, вечерню от утрени, являются гранью между Ветхим и Новым Заветом,
водоразделом между днем прошедшим и днем наступающим. Шестопсалмие, сочетает
вечерню и утреню словно человеческое и божественное, как две природы во Христе,
Но сочетать человеческое и божественное в нашем восприятии можно лишь через
покаяние перед Богом.
Поэтому шестопсалмие носит
трагический великопостный, страстной оттенок. Псалмы не поются, а читаются, как
в Четыредесятницу. История всенощного бдения ведет свою родословную от
богослужений страстной и пасхальной седмиц.
Шестопсалмие - «наиболее
минорная часть бдения» (Скабаланович), это «мука глубинная, интимнейшая рана
души и ее боль». «Невыразимость
скорбной и необычной
таинственности этого часа пугает». В этот час, когда все зыбко, неясно,
неустойчиво; приближается утро, но еще ночь. Это самый скорбный и мистический
час, час провала времени» (Л.Выготский), который переживает всякая душа,
трепетно ожидающая рассвета.
Человек - блудный сын -
словно положен в рове преисподнем, «в темных и сени смертней». Для него во время
шестопсалмия еще не засияла утреня - вечный свет Царства Небесного.
Если вторично воспользоваться
символом житейского .моря (ведь каждый символ многозначен), «то шестопсалмие
представляет собою то море, которое преодолели израильтяне во главе с пророком
Моисеем, спасаясь от рабства в Египте. Переход через Чермное море был для людей
прообразом будущего крещения их духа в «Свет во откровение языков».
Крещение - погружение в воды
купели - означает прежде всего покаяния, сбрасывание в могилу, прежнего, ветхого
образа человека.' Покаянный характер шестопсалмия роднит человека с таинством не
только крещения, но и исповеди, ибо исповедь также совлечение с себя бремени
неудобоносимого греха.
Моисей взмахнул жезлом, и
воды моря расступились перед народом,
бегущим из плена. Мрак,
сгустившийся над нашей душой, рассекает жезл шестопсалмия, помогая нам через
пучины суетного бытия стремиться к берегам Нового Завета.
Священник, выходя из алтаря к
царским вратам во время чтения самого жуткого, наполненного смертной горечью
псалма № 87, изображает собою Христа, Который услышал скорбь падшего
человечества и не только сошел, но и до конца paздeлил его страдания, став за
нас Ходатаем перед Богом.
О чем же молится священник,
что шепчет с благоговейным вниманием и страхом?
Он говорит о духовной духоте
земли, благодарит Бога за дуновение прохлады, за наступающий рассвет. Ведь Бог
создал свет, да просветит он каждую тварь и сохранит ее светом ума Своего,
соделав нас Сынами Света и дня, освободит от вероломных врагов, научит искренне
молиться, благословит наши деяния на всяк час. Он хвалит, поет, благодарит! А
что делает в этот момент мирянин в храме? Нередко устраивает не то дрему, не то
перекур, не то передышку в богослужении, не чувствуя, что шестопсалмие - момент
великой жертвенной сосредоточенности духа» Нежелательно в этот момент ни
креститься, ни совершать лишние движения, ни тем паче выходить из храма. Устав
предписывает: внимать словам псаломщика, руки держать прижатыми к груди, головы
преклонить, сердечными очами смотреть на восток, молясь о грехах наших,
вспоминать смерть, будущую муку и жизнь вечную.
Шестопсалмие в кратком
сосредоточенном виде - это как бы вся Псалтирь. Начинается оно и проходит под
зраком покаяния, разлучения со старым и заканчивается ожиданием, принятием
нового Истинного Света ~ Иисуса Христа.
Аминь. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
+Епископ Мартин Алексинский и Южно-Российский
|