Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Суббота, 23.11.2024, 11:48
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Март » 21 » Проповедь
21:02
Проповедь

Жертва вечерняя

  Вчера на вечернем богослужении незаметно для многих совершилось знаменательное событие. Оно случилось в тот момент, когда по Уставу Церкви был приглушен, погашен свет. Наступившая темнота напоминала об изгнании из рая, о грехопадении, которое, как черная ночь, надвинулась на людей

«И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи» («Премудрость Соломона», 17,5).

Мгла говорила также о глубокой ночи, в которую родился Спаситель» 0 Его Воплощении возвещало ангельское пение, прозвучавшее в конце вечерни: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение

Сумрак в храме символизировал ночь, в которую Христос явится вторично: судить живых и мертвых, «узников тьмы и пленников долгой     ночи»

Царские врата в этот момент богослужения закрыты, отождествляя собою двери рая, замкнутые для греха.

Срединная часть храма называется кораблем. И поистине: земля - это корабль с мирянами в пучине житейского моря; он борется с волнами отчаяния и страстей, захлестываемый покаянной печалью, подавая гудки звуками шестопсалмия.

Шесть псалмов, соединяющих и отделяющих, вечерню от утрени, яв­ляются гранью между Ветхим и Новым Заветом, водоразделом между днем прошедшим и днем наступающим. Шестопсалмие, сочетает вечерню и утреню словно человеческое и божественное, как две природы во Христе, Но сочетать человеческое и божественное в нашем восприятии можно лишь через покаяние перед Богом.

Поэтому шестопсалмие носит трагический великопостный, страст­ной оттенок. Псалмы не поются, а читаются, как в Четыредесятницу. История всенощного бдения ведет свою родословную от богослужений страстной и пасхальной седмиц.

Шестопсалмие - «наиболее минорная часть бдения» (Скабаланович), это «мука глубинная, интимнейшая рана души и ее боль». «Невыразимость

скорбной и необычной таинственности этого часа пугает». В этот час, когда все зыбко, неясно, неустойчиво; приближается утро, но еще ночь. Это самый скорбный и мистический час, час провала времени» (Л.Выготский), который переживает всякая душа, трепетно ожидаю­щая рассвета.

Человек - блудный сын - словно положен в рове преисподнем, «в темных и сени смертней». Для него во время шестопсалмия еще не засияла утреня - вечный свет Царства Небесного.

Если вторично воспользоваться символом житейского .моря (ведь каждый символ многозначен), «то шестопсалмие представляет собою то море, которое преодолели израильтяне во главе с пророком Моисеем, спасаясь от рабства в Египте. Переход через Чермное море был для людей прообразом будущего крещения их духа в «Свет во откровение языков».

Крещение - погружение в воды купели - означает прежде всего покаяния, сбрасывание в могилу, прежнего, ветхого образа человека.' Покаянный характер шестопсалмия роднит человека с таинством не только крещения, но и исповеди, ибо исповедь также совлечение с себя бремени неудобоносимого греха.

Моисей взмахнул жезлом, и воды моря расступились перед народом,

бегущим из плена. Мрак, сгустившийся над нашей душой, рассекает жезл шестопсалмия, помогая нам через пучины суетного бытия стремиться к берегам Нового Завета.

Священник, выходя из алтаря к царским вратам во время чтения самого жуткого, наполненного смертной горечью псалма № 87, изображает собою Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца paздeлил его страдания, став за нас Ходатаем перед Богом.

О чем же молится священник, что шепчет с благоговейным вниманием и страхом? 

Он говорит о духовной духоте земли, благодарит Бога за дуновение прохлады, за наступающий рассвет. Ведь Бог создал свет, да просветит он каждую тварь и сохранит ее светом ума Своего, соделав нас Сынами Света и дня, освободит от вероломных врагов, научит искренне молиться, благословит наши деяния на всяк час. Он хвалит, поет, благодарит! А что делает в этот момент мирянин в храме? Нередко устраивает не то дрему, не то перекур, не то передышку в богослужении, не чувствуя, что шестопсалмие - момент великой жертвенной сосредоточенности духа» Нежелательно в этот момент ни креститься, ни совершать лишние движения, ни тем паче выходить из храма. Устав предписывает: внимать словам псаломщика, руки держать прижатыми к груди, головы преклонить, сердечными очами смотреть на восток, молясь о грехах наших, вспоминать смерть, будущую муку и жизнь вечную.

Шестопсалмие в кратком сосредоточенном виде - это как бы вся Псалтирь. Начинается оно и проходит под зраком покаяния, разлучения со старым и заканчивается ожиданием, принятием нового Истинного Света ~ Иисуса Христа.

Аминь.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

+Епископ Мартин Алексинский и Южно-Российский

 

Категория: Проповеди | Просмотров: 652 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |