Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Четверг, 25.04.2024, 09:42
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Октябрь » 29 » По материалам газет
12:08
По материалам газет
Какая церковь нужна интеллигенции?


Под заголовком «Интеллигенция нужна Православной Церкви» «Российская газета» 24 октября 2011 года опубликовала на целую полосу интервью, взятое у председателя ОВЦС МП митрополита Иллариона (Алфеева). Из этого текста мы прежде всего узнали, что Его Высокопреосвященство «относит себя к представителям интеллигенции», поскольку «бабушка его была партийным работником» (ау, Ильф и Петров: «А вы, батюшка, случайно не партейный?»). Тот, кто полагал, что монах (а монашествует Иларион не первое десятилетие) по преимуществу всю жизнь занят молитвенным стяжанием Духа Святаго, будет слегка озадачен заявлением митрополита о том, как он «всю жизнь занимался преимущественно интеллектуальным трудом»

«Интеллигенция, - по мнению Владыки, - очень важная составляющая нашего церковного организма. Ведь это люди, которые производят идеи и оказывают решающее влияние на мировоззренческую составляющую нашего бытия. В этом смысле интеллигенция (следовательно, и сам Владыка Илларион- прим.Е.М. ) всегда - на передовой».

Какие плодотворные, да еще и «свежие» идеи продуцирует интеллигенция или может их внедрять в церковный организм - это еще более загадочный пассаж в речах архипастыря, ибо (как нам, худоумным, до сих пор казалось), для священнослужителя все идеи сконцентрированы в Символе веры, таинствах и канонах Церкви. И больше этого, ради спасения души верующему ничего не надо. Не надо никаких «свежих идей», все в Церкви есть, давным-давно. Приди и виждь!

В качестве «парадигмы» новых идей, питающих организм Церкви, Его Высокопреосвященство вскользь касается творчества Чайковского, Достоевского, Шостаковича. Он, как бы сожалеет, что «Литургия» Чайковского в свое время « не была Церковью принята» Но что такое Литургия? Это икона в музыке. Как работали иконописцы? Не хуже монахов (а порой и сами были, как Андрей Рублев, монахами) постились, молились, избегали похоти плоти...  Петр Ильич был человек нетрадиционной секс-ориентации. Браться за сочинение «Литургии» ему было негоже.  Даже, если хотел ее созданием искупить грех мужеложства. Церковь оттолкнула его «Литургию» из опасения, что в литургический обиход просочится приторно-мелодичная слащавость гомосексуализма. Впрочем, времена меняются, и в МП ее теперь исполняют.

В романах Достоевского, безусловно, много христианского. Не стоит, впрочем, забывать, что оптинские старцы посмеивались над псевдо-уникальной духовностью образа старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», а Константин Леонтьев - открыто бичевал в своих статьях «розовое христианство Достоевского и Толстого.

Слушая 4,5,6,8 симфонии Шостаковича, попадаешь в духовный застенок сталинщины. Совершенно не понятно, невероятно, как после показа Гулага, в музыке Дмитрий Шостакович вывел на сцену «1905 год», затем «1917» в жанре симфонии. В угоду атеистическому террору или себе на потеху великий композитор смастерил ехидно-саркастическую музыку на текст Пушкина «О попе и его работнике Балде»? Агитпроп растиражировал ее стране черными грампластинками с подзаголовком «Шествие мракобесов» и т.п. «Да, - скорбит митрополит, - в современной музыке как будто не просматривается фигура, по масштабу, хоть сколько-нибудь подобная Шостаковичу. Но придут времена и великие люди редко, признаваемые при жизни, по-настоящему оцениваются после смерти. Мы далеки от мысли, что интеллигентнейший архипастырь не скромно намекает здесь на самого себя и свои триумфально-грандиозные не то оратории, не то мистерии.

Не можем не заметить, что коли митрополит Илларион и впрямь против сталинщины (что неоднократно подчеркивал и в других интервью), почему не предаст Сталина анафеме, как это сделала Русская Православная Церковь Заграницей в нынешнем году в праздник Торжества Православия в Подмосковье, в Истре — мистическом центре отечественного Православия (см.Новую газету», 4 мая 2011г.)? Его Высокопреосвященство патетически восклицает: «Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину?». А как может МП., причислив к лику святых царя Николая II и его семью, молчать, набрав воды в рот, вместо того, чтобы возвысить глас народа перед правительством Крыма о демонтаже красующегося в Керчи много десятилетий памятника палачу государя императора П.Л.Войкову? Кишка тонка? Нет команды свыше?

В понятие дезинформации входит сокрытие от читателя полной информации о том или другом факте, выдача дозированных известий. Митрополит Иларион утверждает, будто «в синодальный период» Церковь находилась « в подчинении у государства» и должна была не влиять на жизнь общества,не заниматься каким-либо общественно значимым делом, а только крестить, венчать, отпевать и т.д. Не говоря о том, что такой режим скорее характерен для советского периода, Его Высокопреосвященство забывает, какое ощутимое присутствие духовенства наблюдалось в Госдуме России при Николае П. И работу этих батюшек в Госдуме нельзя сравнить с прозябанием в Верховном Совете СССР двух народных депутатов митрополита Алексия (будущего Патриарха) и митрополита Питирима. Оба беспокоились о том, чтобы в зале заседаний было больше микрофонов для выступлений, но палец об палец не ударили, чтобы хоть как-то помочь, откликнуться на челобитные верующих, которые в провинции или близ столицы добивались возвращение в лоно МП поруганных сталинщиной православных храмов.

Не договаривает правды Владыка Илларион и тогда, когда рассуждает о том, какая община имеет право легитимно называть себя Церковью. Преемственность рукоположений, безусловно, должна соблюдаться. Однако, если кто-либо: диакон, пресвитер, епископ рукоположен с санкции внецерковных властей, он должен на основании Правил св.апостолов и Вселенских соборов быть извержен из священного чина. Его Высокопреосвященство предпочитает об этом не упоминать, поскольку вся верхушка епископата МП и он сам получили священный сан с согласия гражданских властей, то бишь КГБ через институт уполномоченных Совета по делам религии при Совмине СССР.

«Я думаю, - считает архипастырь, - что нам сегодня, как воздух, необходимо образованное духовенство». Мы думаем, что России, в первую очередь, нужны не образованные, а духовно крепкие священники. Ни преп.Сергий Радонежский, ни преп.Серафим Саровский не учились ни в общецерковной аспирантуре, ни в докторантуре, созданные недавно в МП (наподобие ВПШ-высшей партийной школы), где под бдительным присмотром будут выращивать оранжерейных архиереев.

«Я думаю, - итожит митрополит, - что общая задача интеллигенции и Церкви как раз заключается в том, чтобы создать сегодня полноценную культуру, искусство высокого эстетического уровня, ... несущее в себе мощный позитивный нравственный заряд». Не поймешь: сие кредо секуляризованного культуртрегера или откровение маститого иерарха? Ведь Господь наш Иисус Христос призывает искать прежде всего Царство Божие, а не культуру самого высшего ранга.

Интеллигенция нужна православной Церкви. Нужна ли интеллигенции та Церковь, к которой принадлежит митрополит Иларион?


Мартин Епископ Истринский и Южно-Российский (РПЦЗ).

Категория: Статьи | Просмотров: 1103 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |