Слово
в день Пятидесятницы,
на
всенощном бдении Свт.
Иннокентий Херсонский
Апостол
Павел, проходя некогда с благовестием
Малую Азию, нашел в Ефесе людей, кои
называли себя учениками Иисусовыми, а
благодати Духа Святаго не имели. На
вопрос к ним: аще
Дух Свят прияли есте, -
сии полухристиане ответствовали: ниже
аще Дух Святый есть, слышахом (Деян.
19; 1-2). При дальнейшем собеседовании
оказалось, что они крещены были крещением
только Иоанновым, которое, как известно,
совершалось в покаяние, во имя Спасителя,
еще только грядущего, и потому Духа
Святаго, подобно нынешнему Крещению,
не имело и не сообщало.
Мы,
братие, по благости Божией, все крещены
Христовым Крещением, которое без
Духа Святаго и быть не может; почему все
мы участвовали в Его дарах благодатных,
при самом вступлении нашем в сей мир.
Притом каждый из нас не только часто
слышал о Святом Духе, но и сам многократно
взывал к Нему с Церковью: прииди и вселися
в ны! Но что, если бы какой-нибудь муж
апостольский стал теперь среди нас, и
гласом Павловым, во имя Всемогущего
Бога, вопросил: "Вы, кои празднуете в
честь Святаго Духа, кои ежедневно с
Церковью дерзаете возглашать: видехом
свет истины, прияхом Духа небеснаго! -
аще
Дух Свят прияли есте? " Что
сказали бы мы на подобный вопрос? Увы,
оскудение Духа сделалось столь общим
между христианами, что престало почитаться
недостатком. Повествования о чрезвычайных
дарах благодати кажутся ныне сказанием
о чем-то происходившем в другом, не нашем
мире; многие из самых нехудых христиан
удивились бы не менее оного учителя
Израилева, когда бы им решительно сказано
было, что, дабы видеть Царствие Божие,
необходимо каждому родиться от Духа
(см.: Ин. 3; 3).
Естественно
ли, братие, в христианах такое состояние
бездушия? И может ли продолжаться без
крайнего вреда для нас? Если неестественно
и опасно, то как нам выйти из него, и что
делать, дабы стяжать и, стяжав, сохранить
благодать Святаго Духа? Почему можно
быть уверенным, что мы точно в состоянии
благодати и имеем в себе Духа Божия? -
Вопросы сии так важны, что во всякое
время могут и должны занимать ум
христианина; тем паче нужно обратить
на них внимание в настоящие дни, когда
мы торжествуем в честь Духа Утешителя,
и молим Его, да приидет и вселится в нас.
Но первее всего обратимся сами с молитвой
к сему Всесвятому Духу, да Он Сам подаст
мне проглаголать, а вам принять слово
истины и спасения, - ибо что значат все
слова проповедующего и все внимание
слушающих, если не присоединится Его
всепоучающее помазание?
Что
истинного христианства не может быть
без Духа Божия, что действительный
последователь Христов есть один тот, в
ком живет и действует благодать Духа,
- сия важная истина сказана и повторена
в бесчисленных местах Священного
Писания. Еще через пророков говорил
Бог, что в последние дни, то есть, по
пришествии Христовом, Он даст людям
закон новый, написанный не на скрижалях,
а на сердцах, и что посему, как необходимое
средство для цели, будет излита благодать
Духа Святаго на всякую плоть (см.: Иоил.
2; 28). Последний великий пророк Ветхого
Завета Иоанн Креститель в том и полагал
разность своего крещения от Христова,
что последним будет сообщаться Дух
Святый, как необходимый дар нового,
высшего завета (Лк. 3; 16). Сам Спаситель
всегда говорил о благодати Духа
Святаго с особенной силой, как о даре,
необходимом для Своих последователей.
Так, Никодиму, приходившему к Нему за
наставлением, что должно делать, дабы
войти в благодатное Царство, Он сказал
прямо, что для сего нужно родиться свыше
- от Духа (Ин. 3; 3), и что тот, в ком не
произошло сего духовного рождения, кто
бы он ни был и что бы ни делал, не может
видеть Царствия Божия, тем паче войти
в него. Впоследствии, говоря с Иудеями
во время великого праздника и приглашая
их пить воду живу, текущую в живот вечный,
Спаситель опять разумел под сею водой
не другое что, как Духа Святаго. Сие
же рече, —
замечает Иоанн, — о
Дусе, Егоже хотяху приимати верующии
(Ин.
7; 39). Беседуя с учениками о необходимости,
для последователей Его, вкушения Тела
и Крови Его, Он в то же время засвидетельствовал
с силою, что и сие пренебесное вкушение
не может быть действительно, если не
будет совершаться в Духе. Дух
есть, иже оживляет, плоть не пользует
ничтоже (Ин.
6; 63). Посему, разлучаясь со скорбящими
учениками перед смертью Своею,
Спаситель не нашел ничего лучшего
сказать в утешение их, как то, что к
ним, вместо Него, приидет Дух Святый:
уне
есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз,
Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же
иду, послю Его к вам (Ин.
16; 7). И по воскресении, явившись ученикам,
Он не принес им с неба никакого другого
дара, кроме Духа Святаго: дуну
и глагола им: приимите Дух Свят!
(Ин.
20; 22). И возносясь на небо, Он заповедал
им паче всего ждать пришествия
обетованного Утешителя, и не прежде
исходить на дело всемирной проповеди,
как облекшись Его силою (Деян. 1; 4). Так
много Сам Спаситель говорил о Духе и
так много поставлял в Его присутствии!
Так
говорили и писали о необходимости
Святаго Духа все апостолы, когда
соделались органами Духа, и опытом
дознали Его необходимость. Особенно
примечателен в сем отношении святой
Павел. Во всех посланиях своих, он ни
о чем так часто и так сильно не говорит,
как о Духе и Его действиях: ничего так
не желает ученикам своим, как благодати
Духа; ни о чем так не радуется, как о
присутствии в них и плодах Духа; ни от
чего так не предостерегает, как от потери
Духа. Не иметь Духа Святаго у него то
же, что не быть христианином. Аще
же кто Духа Христова не имать, сей несть
Егов (Рим.
8; 9), тот, по святому Павлу, и не христианин.
Посему-то, как мы видели в начале беседы
нашей, по пришествии в Ефес, первым делом
апостола было узнать, имеют ли тамошние
христиане Духа, и поелику они не
имели, то преподать им Его.
Вообще,
Новый Завет весь исполнен Духом. От Духа
производится в нем начало жизни во
Христе, и новое рождение в жизнь вечную;
от Духа повелевается ожидать всякого
преспеяния и совершенства духовного;
Духу усвояются все дары, необходимые
для христианина в борьбе с искушениями;
Святый Дух представляется и Учителем
на всякую истину, и Утешителем, утешающим
во всякой скорби, и Свидетелем блаженного
соединения христианина с Богом и
Спасителем, и Споручником вечных
обетовании и благ жизни грядущей. Посему
и истинный христианин называется
человеком духовным, а нехристиане и
христиане ложные - людьми плотяными,
Духа не имущими. Таким образом, вся
сущность деятельного христианства, по
Священному Писанию, состоит в рождении
от Духа, в исполнении себя Духом, в
хождении по Духу, в возгревании в себе
и других Духа.
Кто
вникнет в свойство нашей святой веры,
тот и сам собою убедится, что точно
должно быть так, а не иначе, что без Духа
Святаго невозможно быть христианином.
Ибо в чем состоит сущность истинного
деятельного христианства, которое
одно и стоит сего наименования, ибо одно
доставляет право на жизнь вечную во
Христе?
Сущность
сего христианства не состоит ни в
огромных и глубоких познаниях, ни в силе
и стремительности благих, но преходящих
и остающихся без благотворного
последствия, чувств, ни в поверхностном
исправлении своего поведения, коего
настоятельно требует самый мир, ни в
отсечении некоторых только ветвей злого
корня нашего самолюбия, -но в совершенном
искоренении греха и похоти, в обновлении
всех сил духа и сердца, в перетворении
самого внутреннего начала деятельности
и жизни. Кто же может совершить все сие,
проникнуть до последнего основания
нашего бытия, заключить там источник
тления и смерти, и открыть исходища
жизни, если не Дух Божий, силой Коего мы
живем, движемся и есьмы? Христианин
обязан распять плоть свою с ее страстями
и похотями: кто же вознесет его плоть
на крест, если не будет Духа Божия? Дух
человеческий сам плотян, и потому не
может поднять рук на свою питательницу
и сообщницу; притом для него самого
нужен крест и смерть: кто же распнет его
самого плоти и миру?
Христианин
обязан быть во Христе, постоянно держаться
на Нем верою, как ветвь на лозе, и только
в сем состоянии единства со Христом
может быть живым древом, достойным
вертограда небесного; какой же земной
вертоградарь может привить нас к сей
Божественной лозе, без Духа Божия?
Христианин
обязан вести брань не с одной плотью и
кровью, но и с духом злобы поднебесной,
с силами ада; достанет ли в сей борьбе
собственных сил наших? Убоится ли
гордый Денница нашей мудрости, нашего
мужества, нашего терпения и постоянства,
если все сие не будет облечено силою
Духа Божия? Кратко: христианин должен
быть новой тварью, созданной во Христе
на дела благие; возможно ли, чтобы тварь
сотворила сама себя? Духом Божиим мы
созданы, Им же, и только Им одним и
воссозидаемся. Где нет Духа, там нет и
жизни духовной, точно так же, как, где
нет совершенно воздуха, там нет жизни
телесной. Посему те в величайшем
заблуждении, кои желают быть добродетельными,
и не стараются о стяжании благодати
Святаго Духа: они сеют на камне, пишут
на воде, хотят летать без крыл, - дышать
без воздуха.
И
ум естественный может испускать из себя
лучи света, и производить вокруг себя
радужное сияние мыслей; но этот свет не
имеет теплоты, необходимой для
произращения благих дел, и не в состоянии
произвести того дня боговедения и
благочестия, среди коего ходяй не
поткнется никогда же (Ин. 11; 9). Можно и
из естественного сердца выжимать по
временам капли благих чувствований; но
все сии капли, как бы ни казались они
обильны и свежи, в самом слиянии своем
никогда не произведут живой воды,
могущей утолить жажду души, и большей
частью испаряются праздно в воздухе,
не умягчая строптивого нрава, не оживляя
засохшей совести. Можно, наконец, все
поведение свое испестрить похвальными
поступками, все слова свои растворить
светскою добротой, повалить весь
образ земного бытия своего, и за сие
прослыть человеком благородных
правил, образцом того, как надобно жить,
но невозможно, совершенно невозможно,
без благодати Святаго Духа сделать
того, без чего все прочее мало и ничтожно,
то есть переменить свое, злое по естеству,
сердце, обновить свой падший дух,
отвергнуться своей нечистой воли,
умереть навсегда самолюбию - это выше
человека, это дело одной всемощной
благодати Духа Святаго!
Говоря
таким образом, а иначе говорить нельзя,
не противореча грубо истине, не
произносим ли мы, братие, тяжкого
приговора самим себе? Для вас открыто
ваше собственное положение, знакомы
мысли и чувства собратий наших, известно,
каковы обыкновенные дела и занятия всех
и каждого; скажите: много ли людей, о
коих можно было бы сказать, что в них
обитает Дух Святый? Знает ли каждый хотя
единого? Среди непрестанных бесед о
предметах всякого рода, случалось ли
хотя раз слышать какое-либо слово о
Святом Духе? И за кого бы почтен был тот
из вас, кто в каком-либо собрании вашем,
осмелился бы начать речь о Духе, Егоже
хотяху приимати верующий!
(Ин.
7; 39).
Что
же значит после сего наше христианство?
Куда все идем мы, и куда думаем прийти,
идя таким образом? Может ли наш бедный
дух навсегда заменить для нас Духа
Божия? И если бы нам, без Духа Божия,
можно было оставаться хотя с собственным
нашим духом! Но это невозможно! В ком
нет Духа Божия, в том непременно живет
и действует дух злобы. До времени, это
пребывание его в человеке, не возрожденном
благодатью, не так приметно, и не
сопровождается видимо пагубою (хотя
и тут, по временам, смотря на поступки
таких людей, каждый невольно говорит:
в сем человеке злой дух)! Но при смерти,
когда спадут все завесы, когда человек
станет один посреди неба и ада, тогда
во всей силе обнаружится ужасное влияние
духа злобы над душами, не имущими в себе
Духа Божия.
Если
убо, братие, кроткий зов благодати не
силен пробудить и привлечь нас к Духу
Святому; то да соделает сие страх подпасть
без Него тлетворному влиянию духа злобы!
Ибо, как мы сказали, одно из двух для
человека неизбежно: надобно быть или
храмом Духа Святаго, или гнездилищем
врага Божия! Аминь.
|