... Созерцателем Божия света Святой Троицы
был на Руси преподобный Сергий.... Он родился 5
мая 1314 г. в с. Варницы под Ростовом Великим в семье благочестивых бояр Кирилла
и Марии. С зачатия и рождения, в младенчестве и юности он проявлял необычайные
духовные дарования, являясь особым избранником Божиим. Звали его тогда
Варфоломей. Примерно в 1328 г. вся семья переселилась в г. Радонеж (теперь –
Городок, близ Троице-Сергиевой Лавры). Недалеко от сего городка в глухих лесах
стал затем подвизаться в молитве сей святой человек. Он построил здесь
деревянную келью и такую же церковь во имя Святой Троицы. В 1337 г. был он
пострижен в монашество с именем Сергий, а в 1354 г. – посвящён в сан игумена.
Ибо Духом Святым водимые многие искатели «умной красоты», как иной раз называют
подвижников, собрались в этот лес к преподобному, чтобы быть у него в послушании
и учиться духовным вещам. Блаженный Сергий явил много чудес, испытал видения
страшных чудовищ, которыми бесы старались изгнать его из пустыни, удостоился
многих Божественных посещений и знамений. Сама Пресвятая Богородица с апостолами
Иоанном Богословом и Петром приходила в келью к нему. С ним были дружны
митрополиты Феогност, Алексий, Киприан. Друзьями его были также архиепископ
Суздальский Дионисий и епископ Пермский Стефан – просветитель Пермской земли.
Знал и любил Сергия Князь Великий Димитрий Донской. Многократно, по просьбе
Святителей и Московских Князей, Преподобный мирил с последним и князей других
княжеств то словом, то делом. Так, однажды, придя в Нижний Новгород с целью
призвать его к миру с Москвой и не встретив согласия, он запретил совершать
Литургию во всех храмах города. И нижегородцы, приклонившись не перед саном, а
пред духовным величием Сергия, принесли покаяние и помирились с Москвой. Сергий
сознательно звал Русскую Землю к единству под властью Московских Князей. То же
делали и его ученики, наипаче те, кто пошёл по Руси, насаждая на просторах её
новые обители – училища молитвы, поста, общежития, духовной любви и согласия.
Таковыми были Сильвестр Обнорский, Стефан Махришский, Авраамий Чухломский,
Афанасий Серпуховской, Никита Боровский, Феодор Симоновский, Ферапонт Можайский,
Андроник Московский, Савва Сторожевский (Звенигородский), Димитрий Прилуцкий,
Кирилл Белозерский. От Никиты и Пафнутия Боровских духовная преемственность
правил жизни и подвига идёт к преподобному Иосифу Волоцкому и его обители, от
Кирилла Белозерского такая же крепкая нить преемства протянулась к Нилу Сорскому,
Савватию, Зосиме и Герману Соловецким. Так незримое, но сильнейшее духовное
влияние «чудного старца» Сергия охватило всю Землю Великороссии. «Игуменом
Русской Земли» назвал народ Преподобного Сергия. И недаром. Он и по смерти не
раз помогал всей Русской Земле. Слава о нем очень быстро дошла до Царырада.
Патриархи Каллист и Филофей писали письма ему. Вселенский Патриарх Филофей, тот
самый, который прославил в лике святых поборника Православия и исихазма Григория
Паламу, прислал преподобному Сергию крест, параманд и схиму. В послании своём
патриарх увещал преподобного устроить в его обители общежитие (по образу лучших
афонских), что и было исполнено с благословения Митрополита Московского Алексия.
Связи Руси тех времён с Царьградом, Афоном были куда более тесными, скорыми и
постоянными, чем мы теперь думаем. Так что нет сомнения в том, что Игумен
Русской Земли не только по духу оказался сам исихастом, но и знал об афонских
старцах – делателях Иисусовой молитвы и о всех «паламитских спорах» и принял
сердцем учение о нетварном Божественном свете. Созерцая его, преподобный опытно,
духом (не только умом), а лучше сказать – всем своим существом приобщился
Христу, а через Него – Самой Троице, Единосущной и Нераздельной. Её благодатью
он был как бы пронизан всецело. Он «носил» Троицу в сердце. От избытка же сердца
глаголют уста, и он говорил, что созидает храм Живоначальной Троице, чтобы
«постоянным взиранием на Неё побеждался страх ненавистной розни мiра сего».
Что же тогда выходило? Троица есть Единый Бог в Трёх Своих Ипостасях (Личностях)
– Отца, Сына и Святаго Духа. Не три «бога», но Едино Божество, Одна Сущность,
Одна Природа при Трёх свободно–разумных Божественных Личностях (лицах). Они
всегда пребывают в совершенном согласии, хотя каждая Личность совершенно
свободна. Основою такого согласия служит любовь. Основой любви служит единство
природы. «По образу» Своему и «по подобию» Бог сотворил человека так, что имея
одну природу, люди разнятся в личностях (лицах). Адам–Ева–сын, затем для всех:
муж– жена–ребенок – вот живой «треугольник» в основе всего человечества и
размноженья его, по устройству сообразный Троице. Грех помрачил человека; в
частности, он перестал видеть живое единство свое с остальными людьми. В этом
причина раздоров, распрей, усобиц и войн – «ненавистной розни мiра сего». Чтобы
её превозмочь, нужно устроить жизнь во образ жизни и отношений Лиц Святой
Троицы. На таком основании покоится жизнь монастырская, по общежительным уставам
устроенная.
Жизнь монашеского братства, если она и вправду любовью
проникнута, дает пример устроению жизни всей земной церковной Общины – народу, а
значит, и его государству, Земле! Вот что восприняла Великороссия от
преподобного Сергия, его подвига и почитания Троицы! У русских людей как бы
открылись духовные очи. Они увидели, как и во образ чего можно и
нужно устроить Православную русскую жизнь. Православное
Русское Царство!....
Из книги "Великороссия:жизненный путь" прот. Льва Лебедева
|