Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Воскресенье, 28.04.2024, 05:20
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Май » 7 » Неделя св.жен мироносиц
12:53
Неделя св.жен мироносиц
Архіеп. Анатолій Мартыновскій († 1872 г.)
Слово въ недѣлю святыхъ женъ Мѵроносицъ.


Купиша ароматы, да пришедше помажутъ Іисуса. И зѣло заутра во едину отъ субботъ пріидоша на гробъ (Марк. 16, 1-2).

Влеченіе сердца къ доброму и святому дѣлу часто бываетъ благоуспѣшнѣе мужества, полагающагося на крѣпость силъ тѣлесныхъ. Когда ученики, въ самомъ началѣ страданій Спасителя, разсѣялись, подобно овцамъ неимѣющимъ пастыря; когда апостолъ Петръ трекратно отрекся Господа; когда почти всѣ Апостолы, проникнутые страхомъ смерти, тщательно скрывались, полагая, что рушились уже всѣ надежды, одушевлявшія ихъ при видѣ чудесъ, совершаемыхъ Спасителемъ: тогда немощныя, слабосильныя жены, послѣдовавшія Іисусу Христу, какъ другу грѣшниковъ, показали на дѣлѣ, что чувство истинно Божественной любви не только никогда не угасаетъ, но даже бываетъ источникомъ такихъ подвиговъ, которые превосходятъ дѣла, совершаемыя крѣпостію силъ тѣлесныхъ. Онѣ не отлучались отъ Него во время крестныхъ страданій, не опасаясь ни злобы первосвященниковъ, книжниковъ, фарисеевъ и старѣйшинъ народныхъ, ни угодливости имъ Пилата съ его слугами, не страшась неистоваго вопля народа, требовавшаго смерти Іисуса Христа, и толпы грубыхъ воиновъ и мучителей, терзавшихъ Спасителя; но послѣдовали за Нимъ на Голгоѳу, были ближайшими свидѣтелями томительныхъ мукъ и самой смерти Его, сопровождали бездыханное тѣло Христово до мѣста погребенія Его, со слезами взирая, гдѣ полагали Его. Потомъ, какъ только позволило время, Боголюбивыя жены снова спѣшатъ ко гробу Спасителя для изъявленія Ему безпредѣльной любви своей. Этотъ одинъ подвигъ святыхъ Мѵроносицъ научаетъ насъ, что для совершенія всякаго добраго дѣла, а тѣмъ паче для пріобрѣтенія душевнаго спасенія, необходимо всеусильное стремленіе къ нему, сопровождаемое бодрствованіемъ надъ собою.

Въ одной изъ Богодухновенныхъ пѣсней, пламенная любовь души, стремящейся къ соединенію съ Іисусомъ, изображается бодрствованіемъ ея и въ сонномъ состояніи. Азъ сплю, говоритъ невѣста Христова, а сердце мое бдитъ (Пѣсн. 5, 2). Но любовь Мѵроносицъ ко Господу была столь пламенна, что отъ погребенія пречистаго тѣла Его, до самаго воскресенія Спасителя, не давала имъ ни на одно мгновеніе укрѣпить силы свои успокоеніемъ. Образъ Іисуса Христа, томившагося въ лютыхъ страданіяхъ, умершаго на крестѣ и погребеннаго въ очахъ Мѵроносицъ, столь живо отражался въ ихъ сердцѣ, такою сокрушалъ ихъ скорбію, что рыданія и слезы отгоняли сонъ отъ очей ихъ. Наступившая суббота для первосвященниковъ, книжниковъ и фарисеевъ, умерщвленіемъ Спасителя совершившихъ безпримѣрное злодѣяніе, была днемъ мнимаго торжества и злобной радости, — а для святыхъ женъ была днемь горести и сердечнаго сокрушенія, отъ того, что обычное празднованіе Евреями субботняго дня не допускало Мѵроносицъ обнаружить свое усердіе къ Господу, лежавшему въ гробѣ внѣ Іерусалима. Насталъ вечеръ субботы, настала ночь; но любовь Мѵроносицъ не допускаетъ ихъ и помыслить объ успокоеніи. Какъ уснуть, когда сердце ихъ горитъ пламеннымъ желаніемъ хотя однажды еще взглянуть, облобызать и помазать мѵромъ тѣло Спасителя?

Не смотря на всѣ затрудненія, святыя Мѵроносицы, запасшись драгоцѣнными ароматами, съ поспѣшностію идутъ ко гробу Спасителя. Куда вы торопитесь, святыя жены? И родная мать едвали рѣшится въ глубокую ночь идти на гробъ единственнаго своего сына. За чѣмъ же вы торопитесь? Еще тьма покрываетъ землю; еще утро не разсѣяло ночныхъ ужасовъ! Сколько бѣдственныхъ приключеній можетъ встрѣтиться вамъ на пути, сколько разъ во мракѣ вы можете преткнуться и разбить сосуды съ драгоцѣнными благовоніями! А если и не то: то развѣ не знаете, что гробъ, вмѣщающій тѣло Спасителя, изсѣченъ въ скалѣ; что въ него только одною дверью можно проникнуть; что къ устью гроба приложена печать Римскаго правителя; что при гробѣ крѣпкая стража; что онъ окруженъ воинами? Кромѣ сего, развѣ вамъ неизвѣстно, какою злостною ненавистію пылаютъ къ имени Спасителя Іудейкіе первосвященники съ своими единомышленниками? Не должно ли ожидать, что ихъ злоба и васъ можетъ погубить за вашу преданность Іисусу Христу?

Всѣ такія и подобныя опасенія не могли поколебать и удержать пламеннаго порыва святыхъ женъ изъявить свое усердіе къ Господу, лежавшему во гробѣ. Онѣ не словомъ, а самымъ дѣломъ засвидѣтельствовали, что ихъ ничто не въ состояніи отторгнуть отъ любви Іисуса Христа: ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни голодъ, ни опасность, ни смерть, ни жизнь, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее (Рим. 8, 35. 38).

Такимъ-образомъ, примѣръ святыхъ Мѵроносицъ показалъ, что пылавшая въ ихъ сердцахъ Божественная любовь, по выраженію священнаго Писанія, крѣпка яко смерть (Пѣсн. 8, 6). Но сія любовь и всякое сердце, объятое ею, можетъ побудить къ подвигамъ, превосходящимъ, по-видимому силы человѣческія: потому-что Божественная любовь прогоняетъ отъ очей сонъ безпечности въ дѣлѣ спасенія, ограждаетъ душу бдительнымъ вниманіемъ къ себѣ, удаляетъ отъ ума суетные помыслы, ограждаетъ чувства отъ окружающихъ соблазновъ, укрощаетъ превратныя желанія цѣломудріемъ, услаждаетъ сердце вожделѣннымъ миромъ, обогащаетъ добродѣтелями, увеселяетъ надеждою благъ вѣчныхъ; потому-что, руководствуя человѣка прямымъ путемъ къ вѣчному его назначенію, соединяетъ его съ Богомъ!

Такъ, хотя святыя Мѵроносицы спѣшили ко гробу Іисуса Христа, по-видимому, съ тѣмъ единственно, чтобы помазать благовоніями пречистое тѣло Его и облегчить на гробѣ Его слезами стѣсненіе своего сердца: но сверхъ своего ожиданія сдѣлались очевидными свидѣтельницами столь восхитительныхъ событій, отъ коихъ, какъ отъ животворнаго источника, потекли струи радости и небеснаго веселія для всѣхъ вѣрующихъ, во всѣ страны міра, на всѣ времена, на цѣлую вѣчность! По немощи своего пола, еще святыя жены смущались, недоумѣвая, какъ имъ проникнуть во гробъ Господень, къ которому былъ приваленъ огромный камень: кто отвалитъ намъ камень отъ дверій гроба (Марк. 16, 3)? — говорили онѣ. Но приходятъ ко гробу, видятъ, что стража разсѣяна, камень отваленъ, всѣ опасенія исчезли, и слышатъ восхитительное благовѣстіе Ангеловъ о воскресеніи Христовомъ. Еще изъ опасенія — не обмануться на счетъ истины столь радостнаго событія, Мѵроносицы пребываютъ нѣкоторое время какбы въ недоумѣніи. Но является воскресшій Спаситель, привѣтствуетъ ихъ сладостнѣйшимъ словомъ пренебеснаго мира, пріемлетъ отъ нихъ поклоненіе и дѣлаетъ ихъ первыми провозвѣстницами своего воскресенія! Какое слово можетъ изобразить радость и блаженство, восхитившее Боголюбивыхъ Мѵроносицъ лицезрѣніемъ Іисуса Христа? Ахъ, слово наше, братія, не имѣетъ силы выразить радостнаго ихъ восхищенія, тѣмъ паче, что, по ожесточенію во грѣхахъ, мы и не ощущали еще во глубинѣ души нашей радости соединенія со Христомъ. А если бы намъ и довелось, по милости Божіей, когда-нибудь вкусить хотя каплю подобнаго блаженства: то скажите, какъ описать радость, которая низводитъ небо на землю, которая сообщаетъ сердцу блаженство, какимъ наслаждаются Ангелы, которой ничто въ цѣломъ мірѣ — ни жизнь, ни смерть не можетъ отнять отъ истинныхъ послѣдователей Христовыхъ?

А развѣ есть такіе блаженные? спросишь. Есть: это тѣ Боголюбивыя души, которыя всецѣло обрекли себя Господу, всецѣло предали себя въ волю Его, принесли Ему и чувства и мысли и способности свои въ жертву чисту, святу, благопріятну. Путь, ведущій къ вѣчному соединенію со Христомъ, далекъ и труденъ. Но души, распаленныя Божественною любовію, при содѣйствіи благодати Божіей, достигаютъ цѣли пламенныхъ своихъ желаній; не смотря на то, что на пути, ведущемъ къ сей цѣли, предстоятъ затрудненія, по-видимому, превосходящія силы человѣческія. Боголюбивыя души превозмогаютъ всѣ препятствія: потому-что сила Божія въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Главное затрудненіе для души въ стремленіи ко Христу, состоитъ въ помыслѣ, подобномъ опасенію Мѵроносицъ: кто отвалитъ намъ камень отъ дверій гроба? — Какъ оставить ту или другую грѣховную привычку; какъ освободиться отъ оковъ, по-видимому неразрѣшимыхъ, того или другаго пристрастія? Но если Боголюбивая душа постоянно воздыхаетъ ко Господу о своей немощи; если внимательно наблюдаетъ за всѣми движеніями своего сердца, стараясь удалять дурные помыслы при первомъ ихъ появленіи; то благодать Божія отъемлетъ отъ души камень всякаго ожесточенія во грѣхѣ; благодать Божія искореняетъ изъ сердца пристрастіе къ суетѣ и тлѣнію; самъ Спаситель посѣщаетъ душу таинственнымъ своимъ наитіемъ, сообщая ей такую сладкую отраду, которая восхитительнѣе всѣхъ удовольствій и наслажденій мірскихъ, о которой плоть и кровь и понятія имѣть не могутъ. Ощутивъ, хотя однажды, сладость благодатнаго посѣщенія, душа, въ сознаніи своей нищеты духовной, готова стремиться къ соединенію со Христомъ сквозь мечи и костры огненные: пототому-что Іисусъ Христосъ, предавшій Себя изъ любви къ намъ на крестныя страданія, весь желаніе и сладость (Пѣсн. 5, 16). Тѣмъ легче уже для душъ, пылающихъ любовію къ Іисусу Христу, исполненіе обязанностей всякаго состоянія, въ которомъ поставилъ ихъ Промыслъ: потому-что съ любовію въ сердцѣ къ Спасителю всѣ подвиги легки, всякое бремя сладостно до того, что возлюбившій Спасителя, подобно святымъ Мѵроносицамъ, быстро стремится на всякое доброе дѣло, тщательно исполняетъ обязанности своего званія, не совращаясь съ пути своего долга, не страшась ни какихъ ужасовъ, потому-что Божественная любовь не знаетъ страха.

Такъ, братія, всѣ Святые не инымъ чѣмъ-либо угодили Богу и достигли вѣчнаго блаженства, какъ любовію, по которой возлюбили Іисуса Христа всѣмъ сердцемъ, всею душею и всѣмъ помышленіемъ своимъ. Ибо исполненіе закона, по ученію Апостола, состоитъ въ любви къ Богу (Рим. 13, 10). Такъ проявляется эта любовь, показываетъ намъ примѣръ святыхъ Мѵроносицъ, которыхъ никакія затрудненія не могли удержать отъ изъявленія своей преданности Спасителю, лежавшему еще, какъ онѣ думали, во гробѣ. Послѣдуемъ ихъ примѣру, и благодать Божія, восполняющая недостатокъ силъ человѣческихъ, врачующая всякую немощь, поможетъ и намъ достигнуть въ вѣчности соединенія со Христомъ, коему слава, честь и поклоненіе, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слова и бесѣды Анатолія, Архіепископа Могилевскаго и Мстиславскаго. Часть II: Слова и бесѣды на воскресные дни и по особымъ случаямъ. — СПб.: Въ типографіи Я. Іонсона, 1854. — С. 313-325.


Категория: Проповеди | Просмотров: 646 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |