Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Слово въ день памяти святителя Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца.
Мы
празднуемъ сегодня память одного изъ величайшихъ святителей Церкви
Христовой — иже во святыхъ отца нашего Николая, Архіепископа
Мѵрликійскаго, Чудотворца, котораго, какъ никого другого, высоко и свято
чтили во всѣ времена всѣ народы земли — и не только христіане, но и
мусульмане и даже многіе язычники.
— «Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ
землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ», —
такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера епископъ Патарскій: —
«счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ:
онъ укрѣпить ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ ее въ добродѣтельной и
благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ
бѣдствующихъ».
Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ
этихъ пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Св. Николай отъ самой
юности своей весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и
непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую
суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и
молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ
страждущихъ, защищалъ несправедливо обиженныхъ, осужденныхъ и
обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся въ вѣрѣ и малодушныхъ
— онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской
любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.
Онъ въ полномъ смыслѣ слова былъ «Правиломъ вѣры» и
«образомъ кротости», какъ именуетъ его св. Церковь въ своихъ
пѣснопѣніяхъ, а поэтому нѣтъ другого такого угодника Божія, котораго бы
всѣ такъ чтили, прославляли и величали, какъ святителя Христова Николая.
Святость его и при жизни и послѣ блаженной его кончины
засвидѣтельствована многочисленными чудесами. Нѣтъ другого такого
угодника Божія, отъ котораго бы источалось такое «неисчерпаемое чудесъ
море», какъ отъ святителя Николая.
Особенно же нѣжно и свято чтилъ его всегда нашъ
православный русскій народъ, какъ «Николу-Милостивца», подчеркивая этимъ
названіемъ основную черту его христіанской добродѣтели, которой онъ
такъ плѣняетъ сердца человѣческія.
Но чтятъ его не только христіане, а даже магометане и
язычники, какъ великаго чудотворца и скораго помощника людямъ въ
постигающихъ ихъ бѣдахъ и напастяхъ. Кто жилъ въ свое время на берегахъ
Чернаго моря, навѣрное, не разъ видѣлъ икону святителя Николая на
турецкихъ «фелюгахъ», ибо и у турокъ-мусульманъ велика была вѣра, что
св. Николай особенно помогаетъ плавающимъ по морю и спасаетъ отъ
потопленія во время бури. Можно было видѣть икону св. Николая и въ
примитивныхъ жилищахъ нашихъ инородцевъ, остававшихся еще язычниками,
которые называли св. Николая «добрымъ старикомъ» и вѣрили въ его
чудесную помощь, при болѣзняхъ и разныхъ несчастіяхъ, когда обычными
человѣческими средствами уже ничего нельзя было сдѣлать.
Не говоримъ уже о томъ, что на нашихъ морскихъ судахъ,
какъ и у нашихъ братьевъ по вѣрѣ, непремѣнно была икона св. Николая,
всегда считавшагося особеннымъ покровителемъ мореплавателей.
3амѣчателенъ въ Кіевѣ образъ св. Николая, именуемый
«Мокрымъ». Въ лодкѣ по Днѣпру плылъ, спѣша на праздникъ свв. мучениковъ
Бориса и Глѣба — это было еще въ концѣ XI столѣтія — одинъ богатый
кіевлянинъ съ своей женой и младенцемъ-сыномъ. Мать задремала и уронила
въ рѣку младенца, который сразу же утонулъ. Убитые горемъ родители стали
слезно призывать на помощь св. Николая. И вотъ младенца, всего мокраго
отъ воды, нашли въ храмѣ лежащимъ на полу предъ иконой св. Николая.
Можно представить себѣ неописуемую радость родителей, когда, они узнали
въ этомъ младенцѣ своего утопшаго сына. Съ того времени и образъ этотъ,
помѣщенный въ придѣлѣ Кіево-Софійскаго собора, сталъ называться образомъ
Николая Мокраго.
Огромное количество храмовъ и обителей иноческихъ у
насъ на родинѣ было посвящено святителю Христову Николаю, и много было
св. иконъ его, прославившихся чудотвореніями. А имя Николая было однимъ
изъ самыхъ любимыхъ у нашего пракославнаго русскаго народа.
Увы! въ послѣднее время перестали чтить должнымъ
образомъ великаго святителя Христова Николая мыслящіе себя передовыми
людьми люди Запада, на что мы невольно обратили вниманіе еще въ Западной
Европѣ, а затѣмъ и здѣсь въ Америкѣ; изъ свѣтлой памяти величайшаго
угодника Божія они сдѣлали себѣ недостойную потѣху. Устраиваютъ въ ночь
подъ праздникъ его такъ называемые «веселые николаевскіе вечера» съ
танцами и кощунственными забавами, представляя на нихъ славнаго
святителя въ какомъ-то смѣхотворномъ видѣ рядомъ съ духомъ зла,
помѣщаютъ въ окнахъ магазиновъ, въ газетахъ и журналахъ изображенія и
объявленія, оскорбляющія религіозное чувство почитателей великаго
святого; забавляются именемъ его въ неумѣстныхъ шуткахъ и даже дѣтей
своихъ пріучили легкомысленно и несерьезно относиться къ памяти великаго
святителя, изображая его въ видѣ смѣшного браваго краснощекаго дѣда съ
сѣдой бородой, который колокольчикомъ и разными шутками-прибаутками
зазываетъ въ магазинъ покупателей праздничныхъ подарковъ.
Недостойно все это!
Стыдъ и позоръ для современнаго человѣчества, что оно,
высокоумствуя и громко крича о своихъ «культурныхъ достиженіяхъ» не
умѣетъ достойно чтить такихъ несоизмѣримыхъ съ пошлой современностью
великановъ духа, какимъ былъ святитель Николай, и все истинно-великое и
святое обращаетъ въ шутку и потѣху.
Совсѣмъ иное отношеніе къ великому Христову святителю,
если мы не подражаемъ Западу, у насъ, христіанъ православныхъ. Для насъ
сегодняшній праздникъ никоимъ образомъ не можетъ служить поводомъ для
какихъ-то забавъ, развлеченій и потѣхи, хотя бы уже потому, что самъ
святитель Николай отъ юности еще былъ глубоко чуждъ всякихъ мірскихъ
забавъ и увеселеній, а потому даже какъ-то совсѣмъ нелѣпо съ его именемъ
связывать забавы и увеселенія. Святое имя его, будучи яркимъ свѣточемъ
христіанской добродѣтели, лишь объ одномъ напоминаетъ, одно намъ
внушаетъ: благоговѣйно и трепетно преклоняться предъ его священной
памятью и ревностно подражать ему въ его святой жизни и христіанской
добродѣтели.
Нашему богоотступничесному времени святитель Николай
даетъ еще одинъ важный урокъ: не быть безучастно-равнодушными, когда въ
нашемъ присутствіи нечестивцы и безбожники хулятъ святую вѣру и Церковь,
поносятъ Святѣйшее Имя Христово и глумятся вообще надъ святыней.
Святитель Николай, будучи на первомъ Вселенскомъ соборѣ, не могъ
выдержать богохульства еретика — Арія, унижавшаго Божественное
достоинство Сына Божія, и въ порывѣ огненной ревности ударилъ его по
щекѣ. Это вызвало большое смущеніе среди участниковъ собора, и они
хотѣли за такой поступокъ лишить святителя его сана. Но въ ту же ночь
они были вразумлены дивнымъ видѣніемъ: Господь Іисусъ Христосъ подавалъ
святителю Николаю св. Евангеліе, а Матерь Божія возлагала на плечи
архіерейскій омофоръ. Тогда они поняли, что поступокъ святителя былъ
вызванъ не необузданной гнѣвливостью, неприличной для архіерея Божія, а
только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Котораго
уничижалъ нечестивый Арій, и оправдали его, а Арій былъ всѣмъ соборомъ
осужденъ, какъ еретикъ.
Этотъ фактъ очень не нравится либеральнымъ ученымъ
нашего времени, проповѣдующимъ какую-то сверхъ-христіанскую,
«экуменическую любовь» ко всѣмъ еретикамъ и отступникамъ, и они
оспариваютъ самое участіе св. Николая въ Первомъ Вселенскомъ Соборѣ, но
св. Церковь признала этотъ фактъ дѣйствительнымъ и запечатлѣла его въ
богослуженіи и иконописи.
Всѣ жалуются въ наше время на тяжелую жизнь, моральный
и катеріальный кризисъ, но не принимаютъ никакихъ рѣшительныхъ мѣръ къ
тому, чтобы жизнь человѣческая перемѣнилась къ лучшему.
А что же дѣлать?
Путь одинъ — это путь подражанія величайшему угоднику
Божію святителю Христову Николаю, какъ въ жизни частной, такъ и въ жизни
общественной и государственной.
Меньше крикливыхъ, а зачастую лицемѣрныхъ и лживыхъ
словъ о гуманности, человѣчности, справедливости, всеобщей сытости и
довольствѣ, которыя такъ обильно и безотвѣтственно расточаютъ многіе
вожди и дѣятели, тщащіеся быть руководителями народной жизни, — меньше рѣчей, а больше дѣла — того самаго, настоящаго, подлиннаго дѣла, не мнимой слащаво-сантиментальной, а настоящей христіанской любви и благочестія, которыми такъ прославился и къ которому всѣхъ насъ зоветъ самою жизнью своею святитель Николай.
Если мы дѣйствительно хотимъ блага и лично себѣ и
всему человѣчеству, этотъ всенародный и общепризнанный святой долженъ
быть идеаломъ нашей жизни.
О, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о вѣрою и любовью чущихъ приснорадостную и всепразднственную память твою! Аминь.
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 456-460.
|