Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Суббота, 20.04.2024, 18:08
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Декабрь » 11 » СЛОВО В ДЕНЬ 700-ЛЕТИЯ КУРСКОЙ КОРЕННОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
15:01
СЛОВО В ДЕНЬ 700-ЛЕТИЯ КУРСКОЙ КОРЕННОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Митрополит Виталий (Устинов).

 СЛОВО В ДЕНЬ 700-ЛЕТИЯ КУРСКОЙ КОРЕННОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

                                                                                 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

                                                                               Дорогие возлюбленные братья и сестры!

Поздравляю вас с великим праздником Русской Зарубежной Церкви, - 700-летием явления иконы Божией Матери Курской Коренной и 70-летием ее пути в рассеянии вместе с Русской Зарубежной Церковью. Чтобы явить красоту и глубину этой иконы, с которой всегда присутствует Сама Матерь Божия, надо немного вернуться к истории Церкви и указать, какой дар Русская Церковь получила от Бога.

Мы говорим, что существует три Рима: Рим древний, который через своих мучеников сокрушил хребет железной Римской империи. Этот языческий Рим дал очень много для христианства, ибо установил закон и определил личность человеческую как юридическую единицу, проложил бесчисленные дороги и умиротворил всю Европу, объединив ее в величайшую Римскую империю, где и родился наш Спаситель. Мученики раннехристианской Церкви, которым проповедывали сами апостолы и их ученики, так наглядно и поразительно восприняли эту проповедь, идя как бы крестным ходом на свои страшные мучения. И своей кровью они преобразили Римскую империю. Мы до сего дня вспоминаем этих великих мучеников, и будем вспоминать до скончания века.

Затем, второй Рим - Византия, в которой надо было, чтобы учение Церкви Православной прошло через горнило мысли, разума и человеческого понимания, для чего было использовано наследие Греции, с древних времен упражнявшейся в человеческих силлогизмах и иллогизмах. Ея философское наследие было использовано в систематизации учения Православной Церкви. Это была величайшая заслуга второго Рима - Византии, Константинополя.

Затем, когда эта империя была сокрушена, ибо ничего вечного нет на земле, стал Третий Рим - Москва, и нечего нам стыдиться говорить, что Третий Рим - Москва. Что же получила Москва, Русь Святая? Какой дар Божий? Мы знаем в каких страданиях святые отцы предшествовавших периодов защищали от бесчисленных еретиков веру Православную и чистоту ее. И вот, когда Православие распространилось по равнинам Российским, то душа русская в своей соборности искала свой дар Божий, и нашла его, обратившись к Матери Божией. Русский народ в особенности почитает Матерь Божию, этим отличается наша страна, наши традиции веры Православной. Конечно, и другие народы Матерь Божию почитают, но особенным почитанием, особенным преклонением русский народ избрал Матерь Божию, как дверь в Царствие Небесное. И Матерь Божия явилась особенной нашей Заступницей потому, нет такого края на всех просторах бывшей Российской империи, где не была бы явлена какая-нибудь чудотворная Ея икона, местного или общенародного почитания. Вся земля Русская была освящена этими святыми иконами, и русский народ верил, что Сама Матерь Божия при каждой иконе предстоит как бы невидимо.

Вот это наша особенность, чрез Матерь Божию мы входим в Царствие Небесное. Матерь Божия всегда с Младенцем Христом Спасителем. И сама особенность написания таких икон идет от древнего предания, гласящего, что некогда вольнодумные дерзкие люди, смотря на Матерь Божию еще при Ея жизни, говорили: «Как Она - Матерь Божия? Как Она могла родить Бога? Как это возможно?» Тогда Матерь Божия воздела Свои пречистые руки к небу, ища защиты у Бога, как Она изображена на Курской Коренной иконе. И Господь всем этим совопросникам века сего явил на Ея иконе в Ея пречистом чреве Спасителя. Трусливые люди, видя такое невероятное чудо пали в страхе Божием, и дерзкие люди, пораженные гордостью неисцельной, бежали в страхе, увидев в лике Спасителя судью, провидя Его Второе пришествие.

Вот это наша икона. Она как бы обращена с поднятыми честными руками Матери Божией на всех неверующих и верующих, чтобы боялись неверия. Это всему нашему народу лучшее доказательство, что Матерь Божия - это воистину Богородица, что Она родила Бога и Спасителя нашего.

Эта особенность русского благочестия в почитании Божией Матери отвечает исконному чаянию русской души явственно, реально почувствовать Божию благодать, которая никак не может быть каким-то отвлеченным понятием. Величайшим нашим святым покровительствовала Матерь Божия, таким как преп. Сергий Радонежский, которому являлась Матерь Божия неоднократно, и более близкому к нам по времени преп. Серафиму Саровскому, Она тоже являлась. Помните, как он, сидя на бревне, в дремучем лесу, показал Мотовилову Божию благодать явственно, ощутительно. Преп. Серафим обнял его и, вдруг, благодать Святого Духа перешла к нему от преподобного, и он почувствовал себя не на земле, а на небе, в страхе и трепете он почувствовал Божию благодать.

Вот чего ищет русский народ, - он хочет ощутить Божию благодать реально и совершенно. Вот в этом есть идеал русской души.

Вот, возлюбленные братья и сестры, и теперь у нас у всех печаль, у нас у всех горечь за нашу Родину, которая была названа домом Матери Божией, это была Святая Русь, которую прошли святые угодники Божии вдоль и поперек, обливая слезами покаяния. И столько было пролито этих слез, что в них можно было бы, наверно, креститься, как в воде крещенской. Это была воистину Святая Русь, и это было попрано, когда отреклись от святыни Земли Русской. А ведь кому было много дано, с того много и спросится.

Мы всегда скорбим за нашу Родину, за Святую Русь, и мы должны все молиться за нее, ибо на каждом из нас доля ответственности за то, что в ней происходит. Мы потомки тех, кто жил во время, когда Россия пришла к духовной теплохладности, очень тяжело нам преодолеть это греховное предрасположение, и в этом то общее, что связывает пребывающих в рассеянии с живущими в России.

Мы должны каяться, чтобы восстановить и в себе этот духовный идеал Святой Руси, - это единственное чем мы можем изменить судьбу русского народа, а русский народ это не малый народ, когда он поверит в Бога снова, и обрящет Его, то и весь мир испытает последствия этого.

Так что, возлюбленные братья и сестры, каждый из нас должен молиться, чтобы Господь помог воскресить снова нашу Родину. Ибо если мы просим в молитве у Господа: «Господи, спаси Россию», - то, не в смысле географического расположения ее, нет, Россия - это каждый из нас. Каждый из нас поэтому несет ответственность перед Богом в гибели или в возрождении России. Каждый из нас, если возьмется за себя, прибегнет к покаянию, встанет на колени, пусть без служебника, молитвенника, а просто поднимет свои руки как Матерь Божия и скажет: «Господи, прости меня, Господи помилуй меня, помоги мне», - но скажет это от всего сердца. Вот с этого момента начнется возрождение. Это каждый должен сделать, непременно, лично, ибо каждый человек есть частица Святой Руси, живая частица. Ведь мы люди, а не предметы. И каждый из нас отвечает за это, и каждый способен повернуть историю Руси к Богу, если он возьмется за себя.

Не стоит думать о чем-то еще, надеяться на чью-то помощь, но чтобы каждый отвечал за себя и помнил слова преп. Серафима Саровского: «спаси душу свою, и тысячи людей спасутся вокруг тебя». Это слова великого угодника Божия, великого молитвенника должны помочь нам думать о своем спасении, помочь нам встать на этот путь покаяния.

Это единственный выход для России и для всего мира, потому что если Россия будет гибнуть, то и весь мир будет гибнуть, если Россия восстанет, она непременно заставит весь мир воспрянуть. Мы все связаны, и судьбы человечества связаны с Россией, где происходит величайшая тайна борьбы зла с добром, сатаны с Богом. В этой борьбе каждый из нас участвует, даже если он покинул свою Родину, но несет в себе русское сердце.

И будем молить Матерь Божию, а для Нее - это самая любезная молитва, чтобы Она нас научила любить Христа Спасителя. Вот что Матерь Божия ожидает от нас. Она ожидает, чтобы мы возлюбили нашего Спасителя, нашего Бога, и Матерь Божия услышит такую молитву, и поможет нам. А когда мы возлюбим Спасителя, то мы увидим насколько мы отличаемся от Него, хотя и стремимся соединиться с ним в Царствии Его, и это даст искренность нашему покаянию.

Покаяние - это все изменяющая сила, она может перевоплотить весь мир. Самое лучшее, что было сделано и написано в Православной Церкви, все вышло из покаяния. Начиная с царя Давида который тяжело согрешил убийством и прелюбодеянием, и дал нам Псалтирь, образец наивысшего воздыхания молитвенного, плод своего покаяния.

Итак, возлюбленные братья и сестры, будем просить Матерь Божию, чтобы Она нам помогла возлюбить Спасителя нашего, Бога Ея, и Бога-нашего, и чтобы Она помогла нам обрести снова дар Божий - покаяние. И не следует искать умом каких-то партий, программ, но следует понимать свою ответственность перед Богом, каждый из нас - это маленькая частичка русского народа. Потому и было сказано - «в Россию можно только верить…» Аминь.

Знаменский собор, 27/10 декабря 1995 г.


К Вам, русским людям, обращаюсь с этим словом. В особенности к тем, кто живет в какой-либо стране, далеко отстоящей от русского православного храма. И в таких условиях рассеяния мы все-таки должны хранить и сохранять в повседневной жизни наши традиции, в особенности нашу веру и наш язык.

Пусть Ваш дом станет Вашей домашней церковью. В «красном» углу Вашей комнаты, по возможности обращенном к востоку (Восток - имя Ему), должна всегда гореть неугасимая лампада перед Вашей главной святыней - иконой Спасителя или Божией Матери и иных почитаемых Вами святых. Икона не должна быть крохотной, а такого размера, чтобы изображенный лик смотрел на Вас, а Вы на него. Всякая икона по своей сущности чудотворная, чудодейственная, если молиться перед ней от всего сердца.

На себе всегда нужно носить крест и даже маленькую иконку Божией Матери и свят. Николая. Войдя в свой или в чужой православный дом, ищите глазами икону: перекреститесь и после этого приветствуйте хозяина и всех других. Все это делайте просто, без излишней напряженности, показухи или земных поклонов. В простоте и искренности есть всегда большая сила!

Во всех этих моментах нам самим и другим становится ясно, что наша Православная Вера и Церковь всегда с нами и в нас. Идя по улицам города или по дорогам не теряйте попусту драгоценного времени, но творите про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)». Если же по милости Божией получите дар сердечной молитвы, то сердце, обладая некоей таинственной независимостью от ума, будет творить непрестанно эту молитву, даже если Вы будете что-либо делать или с кем-либо говорить.

Каждый человек создан по образу и подобию Божию, - он всегда является тайной. Наш великий писатель Достоевский сказал, что все его труды являются только слабой попыткой узнать человека, который остается тайной даже до сего дня.

Наш русский литературный язык освящен церковно-славянским богослужебным языком, от которого он и происходит. Пушкин сумел сберечь это благое начало, вставляя иногда в свою речь только одно церковнославянское слово - как хороший ювелир вставляет бриллиант в золотую оправу. Вся наша русская культура, выраженная русским языком, корнями своими держится Православной Веры. Без Православной Веры жители России превращаются в русско-язычный народ, а русский человек в русского язычника. Да поможет нам Господь избежать эту жалкую участь.

Митрополит Виталий, 15 июля 1999года.

Категория: Проповеди | Просмотров: 476 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |