Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Четверг, 02.05.2024, 03:46
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Июнь » 11 » Пятидесятница
16:18
Пятидесятница

Слово в день Пятидесятницы, на литургии

Свт. Иннокентий Херсонский


После вчерашнего собеседования нашего о совершенной необходи­мости для всякого христианина в дарах Святаго Духа, явно, не послед­ней мыслью должно быть для каждого из нас, как стяжать благодать Святаго Духа? Где и какие средства к тому? И нет ли в сем деле таких препятствий, коих невозможно преодолеть?

Представляя себе всю важность сих вопросов, и входя в положение души, предлагающей их от полноты святого желания быть храмом Духа Божия, как радостно, братие, для нас отвечать вам в сем случае с полной уверенностью, что стяжание благодатных даров Святаго Духа для каж­дого из нас весьма удобно, что для сего находится множество самых дей­ственных средств, и что надобно удивляться, как многие из христиан живут и умирают без благодати Святаго Духа.

Точно надобно удивляться! Ибо чего не сод ел ала и не делает пре­мудрость Божия для того, дабы каждый из нас, не говорю, мог стяжать, а не мог, так сказать, убежать от Духа благодати и щедрот? Без всякого преувеличения, скажем, что премудрость Божия сотворила для сего це­лый новый мир! Да, братие, целый мир! Ибо, что другое Церковь Христо­ва, как не новый мир благодатный среди древнего мира - естественного? Вам известно, чего стоило создание сего нового мира (для этого надле­жало Самому Сыну Божию умереть на Кресте!). Из чего же состоит весь этот новый благодатный мир, как не из средства к облагодатствованию нас благодатью Святаго Духа? Углубитесь со вниманием в состав Церк­ви, разберите ее великие и малые части, вникните в ее учреждения и дей­ствия - и вы увидите, что в Церкви как все произошло от Духа Божия, так все и ведет к сему Духу: к сему направлены все Таинства и обряды Церк­ви, к сему устремлены вся ее власть и права, все ее награды и наказания.

И как рано начинается над нами действие средств, служащих к освя­щению нас благодатью Святаго Духа! Еще мы не имеем сознания своего бытия, едва только умеем дышать воздухом и плакать, как Церковь берет нас из рук наших родителей, и в купели крещения отрождает водою и Духом. Для ока чувственного незаметно благодатное действие сей тай­ны; но оно велико! Это, по выражению апостола, "...баня пакибытия и обновления Святаго Духа!" (Тит. 3; 5). И печать царя земного крепка и важна: тем паче нерушима печать Святаго Духа, коею мы печатлеемся, по исходе из святой купели, в таинстве миропомазания. Мы не видим после сея печати, но видит Бог, и познает сущие Своя; зрят Ангелы, и благоговеют, радуясь; не не видят и ненавидят демоны и трепещут. Все благое и святое по обновлении через крещение нас Духом Святым стано­вится нам уже природным, потому легчайшим и ближайшим. И если бы мы, придя в возраст, не теряли благодати крещения своими грехопаде­ниями и противлением Духу благодати, мы возрастали бы в дому Божием - в Церкви Христовой - благодатью и всеми дарами ее, подобно тому, как возрастал Сам Господь и Спаситель наш.

С возрастанием нашим летами, можно сказать, возрастают для нас и средства благодати. Как рожденным от Духа, нам необходим духовный свет, духовное питание, духовные врачевства; и все сие в избытке каждо­му предлагается Святой Церковью.

Тут всегда незаходимо светит свет слова Божия. Происшедшие от Духа слова Святого Писания сами суть дух и живот. Кто, читая или слы­ша их с простым сердцем, не чувствовал себя как бы перенесенным в другой мир? Не ощущал над собой веяние Духа благодати? Не начинал сам дышать небесным воздухом? Так и должно быть! Если, читая часто самого обыкновенного писателя, мы напитываемся его духом, то тем паче не можем не прийти в содружество с Духом Божиим, упражняясь при­лежно в богодухновенном Его слове.

Есть в Церкви для всех нас в избытке пища духовная. Не говоря о самом слове Божием, которое не только просвещает, но и питает душу, не упоминая о песнопениях и поучениях, кои также служат к духовному питанию алчущих, в Церкви есть такая манна для духа, какой нет на са­мом небе: это брашно Тела и Крови Христовой! Тело и Кровь Христовы могут ли быть без Духа Христова? Посему причащающийся их достой­но, а сие достоинство состоит главным образом в вере, смирении и покая­нии, следовательно, доступно всякому, не только причащается с Телом Христовым Святаго Духа, но и сам, по выражению апостола, бывает един дух с Господом.

Есть в Церкви и множество врачевств духовных для исцеления язв, наносимых духовному человеку нашему миром и плотью. От какого па­дения не сильны восставить нас покаяние и исповедь? Вся, - сказал Сам Спаситель, - "...вся, елика разрешите на земли, разрешена будет на небесех" (Мф. 18; 18). После сего от нас зависит, потеряв благодать Духа, немедленно прибегать к таинству покаяния, для возвращения потерян­ного; ибо Дух благодати есть дух милосердия и щедрот. Если Он Сам преследует грешника на всех, самых стропотных, стезях его жизни, то сокроется ли преследуемый?

И все прочие Таинства Церкви суть видимые, постоянные проводни­ки Святаго Духа. Как к некоторым вещам, посредством особенного дей­ствия науки приведенным в необыкновенное состояние, стоит только прикоснуться, дабы извлечь искру огня, и посредством ее самому прий­ти в подобное возвышенное состояние, так и в Таинствах. Здесь благо­дать Святаго Духа делается, можно сказать, видимою и осязаемою, так что одно соприкосновение с верой уже служит к освящению души и тела.

Что, наконец, суть самые храмы наши, как не домы Духа? Как часто входящий в мироварницу и долго пребывающий в ней, невольно и не­приметно делается благоуханным в самых одеждах своих; так часто и с надлежащим расположением посещающий храмы Божий неприметно одухотворяется и начинает дышать небом.

Наконец, в каждом из нас самих есть постоянное, верное и дей­ствительное средство к привлечению Духа Божия. Это молитва, или устремление ума, сердца, мыслей и желаний к Богу. Молитве обещано все Самим Господом; тем паче ею всегда можно приобретать необходи­мое, то есть благодать Святаго Духа, без коей нет и быть не может в нас ничего истинно благого.

При столь многих и разнообразных средствах к приобретению бла­годати Святаго Духа не справедливо ли, братие, сказано нами, что хри­стианин, не имеющий в себе сей благодати, есть нечто странное и неесте­ственное? Пусть не везде храмы Божий, не везде слово Божие, не везде Таинства (хотя и это все легко может быть везде), но где нет молитвы? Сей златой ключ всегда и у всех в руках. Посему-то апостол, приглашая к принятию Святаго Духа, не говорит: ищите Его, заслуживайте, усили­вайтесь достигнуть; а говорит просто и прямо: "исполнитеся Духом!" (Еф. 5; 18). Как бы мы все стояли среди моря благодати, и надлежало бы только несколько преклониться, дабы погрузиться в ней всецело. И точ­но, те, у коих отверзто было око духовное, видели себя так окруженны­ми, можно сказать, стесненными со всех сторон источниками благодати, что в изумлении вопияли: Камо пойду от Духа Твоего? (Пс. 138; 7). А один из таковых людей облагодатствованных, как бы уже совершенно погружаясь в преизбытке благодати Божией, восклицает ко Господу: удер­жи волны благодати Твоея.

"А я, - подумает при сем с прискорбием иная добрая душа, - а я упо­требила столько времени и столько средств, дабы удостоиться благодати Святаго Духа, и доселе не вижу следов ее в себе!" Сожалеем о лишении твоем, возлюбленная, ожидающая Духа Божия, душа! Но если ты воис­тину возжелала быть храмом Его, то будешь, непременно будешь им! А, может быть, ты уже и есть то, чем желаешь быть, хотя и сама не знаешь того, как сие нередко бывает. Присутствие Духа Божия, так обыкновенно думают, должно ознаменовываться какими-либо необыкновенными чув­ственными знамениями: мысль совершенно несправедливая! Подобные знамения могут быть, могут и не быть. Одно неразлучное с присутстви­ем благодати знамение, как увидим пространнее в завтрашнем собеседо­вании нашем, есть наше духовное возрождение, или перемена существа нашего, особенно злой воли нашей на лучшее. Посему, вместо сетования о безуспешном употреблении средств благодати, да рассмотрит сетую­щий о сем лучше свое сердце и свою жизнь; легко может быть, что он сам по следам худых мыслей, исторгнутых до основания, язв совести, исце­ленных совершенно, многих благих начинаний, кои представлялись не­возможными, но потом окончены с успехом, может быть, говорю, по сим и подобным признакам в нас силы высшей и Божественной, он сам скоро будет иметь утешение обрести в себе следы Духа Божия. Но и в том слу­чае, возлюбленный собрат, когда, рассмотрев со тщанием себя, ты в са­мом деле не обретешь в себе никаких признаков благодатного осенения свыше, не спеши обвинять в недействительности средства, употреблен­ные тобою для приобретения благодати. Средства сии могут быть весьма действительны; усердие твое в употреблении их может быть весьма ве­лико, сама благодать может нисходить на тебя при каждом употреблении сих средств и, однако же, ты, несмотря на все сие, можешь оставаться без благодати, и оставаться таким по твоей собственной вине. Трудно по­нять, как это может быть? Припомните, ибо я говорю людям, не незнако­мым с науками, припомните, что бывает с человеком, в теле коего, для уврачевания его, хотят посредством искусства возбудить теплоту стихий­ную. Сколько ни возбуждайте в нем сей теплоты посредством огневозбудительной машины, она не возбудится, и тело больного останется без всякой перемены, доколе не будет разобщено с землей. Одно прикоснове­ние к земле уничтожает всю силу и все действие огненного возбуждения.

Так в порядке природы; так и в высшем порядке благодати. Желающему приобщиться благодати Святаго Духа, непременно надобно быть разоб­щенным с землей; надобно отделиться от всего земного душой и серд­цем, начать мудрствовать горняя, искать вышних, смотреть не на види­мые блага, кои суть тленны, а на невидимые, кои суть вечны. Испытай, кто бы ты ни был, поставить себя в такое состояние; и тогда скажи, что напрасно употреблял к освящению своему какие-либо средства благода­ти. А без сего нечего удивляться, что сии средства остались без действия: они всегда действуют и производят свое - сообщают, что должно; только сообщаемое не остается в вас, а возвращается к своему началу.

Как ожидали Святаго Духа апостолы? Сии вси, - говорит книга Дея­ний, - бяху терпяще единодушно в молитве и молении... (Деян. 1; 14). Они ли не были приготовлены к принятию благодати? Приготовлены про­должительным пребыванием с Учителем, приготовлены самым прияти­ем Духа Святаго из уст Его, по воскресении. И, однако же, они молятся, назидают друг друга, и приготовляют себя к нисшествию на них обето­ванного Утешителя. Поступай так и ты, желающий удостоиться Его бла­годатного осенения; и может быть, и для тебя, как для апостолов, не прой­дет более десяти дней, как ты начнешь, подобно им, новым языком ве­щать величие Божие, на тебе явленное. Аминь.




Категория: Проповеди | Просмотров: 468 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |