Слово
в день Пятидесятницы,
на
литургии
Свт.
Иннокентий Херсонский
После
вчерашнего собеседования нашего о
совершенной необходимости для всякого
христианина в дарах Святаго Духа, явно,
не последней мыслью должно быть для
каждого из нас, как стяжать благодать
Святаго Духа? Где и какие средства к
тому? И нет ли в сем деле таких препятствий,
коих невозможно преодолеть?
Представляя
себе всю важность сих вопросов, и входя
в положение души, предлагающей их от
полноты святого желания быть храмом
Духа Божия, как радостно, братие, для
нас отвечать вам в сем случае с полной
уверенностью, что стяжание благодатных
даров Святаго Духа для каждого из
нас весьма удобно, что для сего находится
множество самых действенных средств,
и что надобно удивляться, как многие из
христиан живут и умирают без благодати
Святаго Духа.
Точно
надобно удивляться! Ибо чего не сод ел
ала и не делает премудрость Божия
для того, дабы каждый из нас, не говорю,
мог стяжать, а не мог, так сказать, убежать
от Духа благодати и щедрот? Без всякого
преувеличения, скажем, что премудрость
Божия сотворила для сего целый новый
мир! Да, братие, целый мир! Ибо, что другое
Церковь Христова, как не новый мир
благодатный среди древнего мира -
естественного? Вам известно, чего стоило
создание сего нового мира (для этого
надлежало Самому Сыну Божию умереть
на Кресте!). Из чего же состоит весь этот
новый благодатный мир, как не из средства
к облагодатствованию нас благодатью
Святаго Духа? Углубитесь со вниманием
в состав Церкви, разберите ее великие
и малые части, вникните в ее учреждения
и действия - и вы увидите, что в Церкви
как все произошло от Духа Божия, так все
и ведет к сему Духу: к сему направлены
все Таинства и обряды Церкви, к сему
устремлены вся ее власть и права, все
ее награды и наказания.
И
как рано начинается над нами действие
средств, служащих к освящению нас
благодатью Святаго Духа! Еще мы не имеем
сознания своего бытия, едва только умеем
дышать воздухом и плакать, как Церковь
берет нас из рук наших родителей, и в
купели крещения отрождает водою и Духом.
Для ока чувственного незаметно благодатное
действие сей тайны; но оно велико!
Это, по выражению апостола, "...баня
пакибытия и обновления Святаго Духа!"
(Тит. 3; 5). И печать царя земного крепка
и важна: тем паче нерушима печать Святаго
Духа, коею мы печатлеемся, по исходе из
святой купели, в таинстве миропомазания.
Мы не видим после сея печати, но видит
Бог, и познает сущие Своя; зрят Ангелы,
и благоговеют, радуясь; не не видят и
ненавидят демоны и трепещут. Все благое
и святое по обновлении через крещение
нас Духом Святым становится нам уже
природным, потому легчайшим и ближайшим.
И если бы мы, придя в возраст, не теряли
благодати крещения своими грехопадениями
и противлением Духу благодати, мы
возрастали бы в дому Божием - в Церкви
Христовой - благодатью и всеми дарами
ее, подобно тому, как возрастал Сам
Господь и Спаситель наш.
С
возрастанием нашим летами, можно сказать,
возрастают для нас и средства благодати.
Как рожденным от Духа, нам необходим
духовный свет, духовное питание, духовные
врачевства; и все сие в избытке каждому
предлагается Святой Церковью.
Тут
всегда незаходимо светит свет слова
Божия. Происшедшие от Духа слова Святого
Писания сами суть дух и живот. Кто, читая
или слыша их с простым сердцем, не
чувствовал себя как бы перенесенным в
другой мир? Не ощущал над собой веяние
Духа благодати? Не начинал сам дышать
небесным воздухом? Так и должно быть!
Если, читая часто самого обыкновенного
писателя, мы напитываемся его духом, то
тем паче не можем не прийти в содружество
с Духом Божиим, упражняясь прилежно
в богодухновенном Его слове.
Есть
в Церкви для всех нас в избытке пища
духовная. Не говоря о самом слове Божием,
которое не только просвещает, но и питает
душу, не упоминая о песнопениях и
поучениях, кои также служат к духовному
питанию алчущих, в Церкви есть такая
манна для духа, какой нет на самом
небе: это брашно Тела и Крови Христовой!
Тело и Кровь Христовы могут ли быть без
Духа Христова? Посему причащающийся их
достойно, а сие достоинство состоит
главным образом в вере, смирении и
покаянии, следовательно, доступно
всякому, не только причащается с Телом
Христовым Святаго Духа, но и сам, по
выражению апостола, бывает един дух с
Господом.
Есть
в Церкви и множество врачевств духовных
для исцеления язв, наносимых духовному
человеку нашему миром и плотью. От какого
падения не сильны восставить нас
покаяние и исповедь? Вся, - сказал Сам
Спаситель, - "...вся, елика разрешите
на земли, разрешена будет на небесех"
(Мф. 18; 18). После сего от нас зависит,
потеряв благодать Духа, немедленно
прибегать к таинству покаяния, для
возвращения потерянного; ибо Дух
благодати есть дух милосердия и щедрот.
Если Он Сам преследует грешника на всех,
самых стропотных, стезях его жизни, то
сокроется ли преследуемый?
И
все прочие Таинства Церкви суть видимые,
постоянные проводники Святаго Духа.
Как к некоторым вещам, посредством
особенного действия науки приведенным
в необыкновенное состояние, стоит только
прикоснуться, дабы извлечь искру огня,
и посредством ее самому прийти в
подобное возвышенное состояние, так и
в Таинствах. Здесь благодать Святаго
Духа делается, можно сказать, видимою
и осязаемою, так что одно соприкосновение
с верой уже служит к освящению души и
тела.
Что,
наконец, суть самые храмы наши, как не
домы Духа? Как часто входящий в мироварницу
и долго пребывающий в ней, невольно и
неприметно делается благоуханным в
самых одеждах своих; так часто и с
надлежащим расположением посещающий
храмы Божий неприметно одухотворяется
и начинает дышать небом.
Наконец,
в каждом из нас самих есть постоянное,
верное и действительное средство к
привлечению Духа Божия. Это молитва,
или устремление ума, сердца, мыслей и
желаний к Богу. Молитве обещано все
Самим Господом; тем паче ею всегда можно
приобретать необходимое, то есть
благодать Святаго Духа, без коей нет и
быть не может в нас ничего истинно
благого.
При
столь многих и разнообразных средствах
к приобретению благодати Святаго
Духа не справедливо ли, братие, сказано
нами, что христианин, не имеющий в
себе сей благодати, есть нечто странное
и неестественное? Пусть не везде
храмы Божий, не везде слово Божие, не
везде Таинства (хотя и это все легко
может быть везде), но где нет молитвы?
Сей златой ключ всегда и у всех в руках.
Посему-то апостол, приглашая к принятию
Святаго Духа, не говорит: ищите Его,
заслуживайте, усиливайтесь достигнуть;
а говорит просто и прямо: "исполнитеся
Духом!" (Еф. 5; 18). Как бы мы все стояли
среди моря благодати, и надлежало бы
только несколько преклониться, дабы
погрузиться в ней всецело. И точно,
те, у коих отверзто было око духовное,
видели себя так окруженными, можно
сказать, стесненными со всех сторон
источниками благодати, что в изумлении
вопияли: Камо
пойду от Духа Твоего?
(Пс.
138; 7). А один из таковых людей
облагодатствованных, как бы уже совершенно
погружаясь в преизбытке благодати
Божией, восклицает ко Господу: удержи
волны благодати Твоея.
"А
я, - подумает при сем с прискорбием иная
добрая душа, - а я употребила столько
времени и столько средств, дабы удостоиться
благодати Святаго Духа, и доселе не вижу
следов ее в себе!" Сожалеем о лишении
твоем, возлюбленная, ожидающая Духа
Божия, душа! Но если ты воистину
возжелала быть храмом Его, то будешь,
непременно будешь им! А, может быть, ты
уже и есть то, чем желаешь быть, хотя и
сама не знаешь того, как сие нередко
бывает. Присутствие Духа Божия, так
обыкновенно думают, должно ознаменовываться
какими-либо необыкновенными чувственными
знамениями: мысль совершенно несправедливая!
Подобные знамения могут быть, могут и
не быть. Одно неразлучное с присутствием
благодати знамение, как увидим пространнее
в завтрашнем собеседовании нашем,
есть наше духовное возрождение, или
перемена существа нашего, особенно злой
воли нашей на лучшее. Посему, вместо
сетования о безуспешном употреблении
средств благодати, да рассмотрит
сетующий о сем лучше свое сердце и
свою жизнь; легко может быть, что он сам
по следам худых мыслей, исторгнутых до
основания, язв совести, исцеленных
совершенно, многих благих начинаний,
кои представлялись невозможными, но
потом окончены с успехом, может быть,
говорю, по сим и подобным признакам в
нас силы высшей и Божественной, он сам
скоро будет иметь утешение обрести в
себе следы Духа Божия. Но и в том случае,
возлюбленный собрат, когда, рассмотрев
со тщанием себя, ты в самом деле не
обретешь в себе никаких признаков
благодатного осенения свыше, не спеши
обвинять в недействительности средства,
употребленные тобою для приобретения
благодати. Средства сии могут быть
весьма действительны; усердие твое в
употреблении их может быть весьма
велико, сама благодать может нисходить
на тебя при каждом употреблении сих
средств и, однако же, ты, несмотря на все
сие, можешь оставаться без благодати,
и оставаться таким по твоей собственной
вине. Трудно понять, как это может
быть? Припомните, ибо я говорю людям, не
незнакомым с науками, припомните,
что бывает с человеком, в теле коего,
для уврачевания его, хотят посредством
искусства возбудить теплоту стихийную.
Сколько ни возбуждайте в нем сей теплоты
посредством огневозбудительной машины,
она не возбудится, и тело больного
останется без всякой перемены, доколе
не будет разобщено с землей. Одно
прикосновение к земле уничтожает
всю силу и все действие огненного
возбуждения.
Так
в порядке природы; так и в высшем порядке
благодати. Желающему приобщиться
благодати Святаго Духа, непременно
надобно быть разобщенным с землей;
надобно отделиться от всего земного
душой и сердцем, начать мудрствовать
горняя, искать вышних, смотреть не на
видимые блага, кои суть тленны, а на
невидимые, кои суть вечны. Испытай, кто
бы ты ни был, поставить себя в такое
состояние; и тогда скажи, что напрасно
употреблял к освящению своему какие-либо
средства благодати. А без сего нечего
удивляться, что сии средства остались
без действия: они всегда действуют и
производят свое - сообщают, что должно;
только сообщаемое не остается в вас, а
возвращается к своему началу.
Как
ожидали Святаго Духа апостолы? Сии
вси, - говорит
книга Деяний, - бяху
терпяще единодушно в молитве и молении...
(Деян.
1; 14). Они ли не были приготовлены к
принятию благодати? Приготовлены
продолжительным пребыванием с
Учителем, приготовлены самым приятием
Духа Святаго из уст Его, по воскресении.
И, однако же, они молятся, назидают друг
друга, и приготовляют себя к нисшествию
на них обетованного Утешителя.
Поступай так и ты, желающий удостоиться
Его благодатного осенения; и может
быть, и для тебя, как для апостолов, не
пройдет более десяти дней, как ты
начнешь, подобно им, новым языком вещать
величие Божие, на тебе явленное. Аминь.
|