Информационный листок
Южно-Российской Епархии
РПЦЗ
Воскресенье, 28.04.2024, 15:15
RSS
Меню сайта
Категории раздела
Документы [17]
Статьи [11]
Проповеди [45]
События Епархии [16]
Из истории Церкви [12]
Молитвы, акафисты, службы [4]
Православная культура [2]
Баннеры








Вход
Главная » 2011 » Май » 5 » Дни памяти святых
20:16
Дни памяти святых
Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день святаго великомученика и побѣдоносца Георгія.


Сія есть побѣда побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4).

Подвизающіеся по вѣрѣ въ словѣ Божіемъ многократно уподобляются воинамъ, равно какъ и самъ Начальникъ вѣры и Совершитель Богочеловѣкъ Іисусъ Христосъ — Вождю, ведущему своихъ воиновъ на сраженіе, и по одержаніи побѣды вѣнчающему ихъ. Кто хочетъ представить въ умѣ своемъ сіе достойное вниманія нашего зрѣлище, тотъ пусть прочитаетъ 19-ю главу Откровенія Іоанна Богослова. Видѣхъ, говоритъ онъ тамъ, небо отверзсто, и се конь бѣлъ, и Сѣдяй на немъ, вѣренъ и истиненъ, и правосудный и воинственный; очи же Ему еста, яко пламень огненъ, и на главѣ Его вѣнцы мнози, и облеченъ въ ризу червлену кровію, и нарицается имя Его, Слово Божіе; и воинства небесная идяху въ слѣдъ Его на конехъ бѣлыхъ, облечени въ вѵссонъ бѣлъ и чистъ, и изъ устъ Его изыде оружіе остро, да тѣмъ избіетъ языки (Апок.19, 11-15). Это сказано о предводительствѣ Христовѣ; а о вѣнчаніи побѣдителей говорится во 2-й и 3-й главахъ того же Откровенія.

И поелику въ воинствѣ Христовомъ, также какъ и мірскомъ, имѣются различные отряды и полки: ибо, по словамъ Апостола, сей Военачальникъ, вознесшійся на небо, далъ есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители, къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія, въ созиданіе тѣла Христова (Ефес. 4, 11-12): то мы имѣемъ право сіи различные отряды и полки означать различными знаменами, придавъ каждому цвѣту оныхъ значеніе особенныхъ подвиговъ и бореній противъ духовныхъ враговъ.

Такимъ образомъ, пусть знамя пророческое будетъ лазуревое, заимствующее цвѣтъ свой отъ небесъ, красующихся лазурью: поелику Пророки, устремивъ умъ и сердце свое въ небеса, оттуда почерпали свои глубокія и отдаленныя предсказанія; апостольское — пусть будетъ бѣлаго цвѣта: ибо Апостолы благовѣстили миръ вселенной; мученическое — иное и быть не можетъ, какъ червленое, обагренное кровію ихъ, проліянною за свидѣтельство Христово; смарагдово прилично дѣвственникамъ: ибо смарагдъ, по свидѣтельству испытателей природы, любитъ чистоту, а отъ прикосновенія нечистоты плотской трескается; пламенновидное — свойственно ревностнымъ по вѣрѣ благочестивымъ пастырямъ и учителямъ; испещренное цвѣтами — принадлежитъ всѣмъ преподобнымъ и праведнымъ, которые въ разныхъ чинахъ и званіяхъ просіяли разными подвигами и добродѣтелями; а черное въ срединѣ и съ золотыми каймами — дадимъ грѣшникамъ истинно покаявшимся, черноту прежняго грѣховнаго своего житія украсившимъ златоблестящимъ покаяніемъ.

Всѣ сіи полки и отряды, подъ разными знаменами воинствующіе, единодушно подвизаются противъ враговъ Христовыхъ, противъ міра, плоти и діавола, и не только подвизаются, но и побѣждаютъ ихъ; чѣмъ же? — Вѣрою, и вѣрою непреодолимою. Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4), говоритъ Апостолъ. Но какимъ образомъ побѣждаютъ они, и какъ утверждаютъ истину евангельскую, сокрушая оружіе враговъ своихъ и сожигая щиты ихъ, — объ этомъ я намѣренъ предложить настоящее слово, въ память празднуемаго нынѣ побѣдоносца и великомученика Георгія.

И, вопервыхъ, приближимся къ лазуревому знамени, подъ коимъ Пророки небесными откровеніями поражаютъ враговъ. Откровенія будущихъ событій, отдаленныхъ цѣлыми столѣтіями и тысящелѣтіями, независящихъ отъ естественнаго порядка, а нерѣдко даже противныхъ оному, предсказанныя со всѣми подробностями, съ означеніемъ времени и мѣста, и другихъ обстоятельствъ, каковы, напримѣръ, всемірный потопъ, разрушеніе цвѣтущихъ монархій, плѣненіе одного народа другимъ, неожиданное освобожденіе изъ плѣна, перемѣна всемірнаго богослуженія, — кто можетъ признать дѣйствіями человѣческой предусмотрительности, а не всевѣдѣнія Божія? Слѣдовательно Пророки, предвозвѣстившіе намъ сіи событія, какъ-то: Ной, угрожавшій беззаконнымъ современникамъ своимъ потопомъ, послѣдовавшимъ спустя 120 лѣтъ; Іаковъ, опредѣлившій пришествіе въ міръ Мессіи продолженіемъ скипетра Іудина — за 2300 лѣтъ; Даніилъ, въ пророчествѣ о седминахъ ясно описавшій не только пришествіе Мессіи, но и страданіе и смерть Его, и въ слѣдъ за тѣмъ перемѣну ветхаго завѣта на новый; Михей, указавшій мѣсто рожденія Его; Исаія, за 700 лѣтъ наименовавшій Матерь Его Дѣвою, предсказавшій плѣненіе израильтянъ и освобожденіе ихъ, и возвѣстившій самое имя освободителя, всѣ сіи Пророки и многіе другіе подобные имъ, предсказавшіе за столько столѣтій и тысящелѣтій будущія событія, одному Богу извѣстныя, дерзновенно вызываютъ и нынѣ враговъ вѣры Христовой тѣми же словами, какими вызывали они нѣкогда идоловъ языческихъ: возвѣстите намъ грядущая напослѣдокъ, и увѣми, яко бози есте (Ис. 41, 23). Возвѣстите и нынѣ, противники Божіи и Христовы, будущее, или покажите древнія пророчества единомышленниковъ вашихъ и событіе оныхъ, и мы охотно признаемъ, что вы боги, и мудрованія ваши отъ Бога. Но ваши мудрованія тѣмъ единственно занимаются, чтобы знать, что завтра ѣсть и пить и т. п., и потому достойно можете назваться пророками того бога, которому, по словамъ Апостола, покланяются чревоугодники. Имже богъ чрево, говоритъ онъ о таковыхъ, и слава въ студѣ ихъ (Флп. 3, 19).

Отъ пророческаго знамени перейдемъ къ бѣлому апостольскому, возвѣстившему миръ землѣ и благоволеніе человѣкамъ. Кто можетъ повѣрить, чтобы двѣнадцать человѣкъ съ немногими помощниками могли побѣдить цѣлый міръ? — чтобы невѣжды заградили уста витій и философовъ; чтобъ безоружные, не имѣвшіе даже жезла и влагалища для хлѣба, и мѣди при поясѣ (Матѳ. 10, 9-10), покорили царей вооруженныхъ, обладателей сокровищъ несмѣтныхъ; чтобъ проповѣдники креста Христова и скорбной жизни заставили беззаконныхъ язычниковъ — оставить любострастную жизнь свою, забыть своихъ Венеръ и Бахусовъ, и поклониться, какъ Богу — Христу, распятому какъ злодѣю? — Но все сіе невозможное и невѣроятное совершили Апостолы, — и чѣмъ бы вы думали? Если признаемъ мы чудеса, ими содѣланныя, какъ увѣряютъ въ семъ — книга апостольскихъ Дѣяній и исторія Церкви: то не трудно понять, чьею силою произведены были чудеса сіи. Кромѣ Бога, чудесъ творить никто не можетъ, по свидѣтельству Пророка: благословенъ Господь Богъ, творяй чудеса единъ (Псал. 71, 18), говоритъ онъ, и по подобному свидѣтельству апостола Петра о исцѣленіи хромаго: мужіе исраильтяне! вѣщаетъ онъ изумленнымъ израильтянамъ, что чудитеся о семъ, или на ны, что взираете, яко своею ли силою, или благочестіемъ сотворихомъ его ходити? Богъ Авраамовъ, и Исааковъ и Іаковль, Богъ отецъ нашихъ, прослави отрока своего Іисуса (Дѣян. 3, 12-13).

Если же кто не вѣритъ чудесамъ: то принужденъ будетъ согласиться съ блаженнымъ Августиномъ, что изъ всѣхъ чудесъ наибольшее есть то, что двѣнадцать человѣкъ неученыхъ, безоружныхъ, нищихъ, носящихъ на себѣ и возвѣщающихъ другимъ поносный крестъ, — побѣдили и покорили Распятому цѣлую вселенную. А если кто скажетъ, что сіи самые побѣдители міра умерщвлены были, и ни одинъ почти изъ нихъ не кончилъ жизни своей безъ мученія, безъ ареста, безъ меча и огня: то пусть знаетъ таковый, что они на то именно и были посланы. Се Азъ, говоритъ къ нимъ Началовождь ихъ, посылаю васъ, яко овцы посредѣ волковъ: предадятъ бо вы въ сонмища, и на соборищахъ біени будете (Матѳ. 10, 16; Марк. 13, 9). Но въ смерти сихъ посланниковъ открылось новое чудо для міра и печать истины евангельской. Ибо посмотрито, что съ сими убіенными послѣдовало? — Цари и владыки земные почитаготъ прахи ихъ и, свергнувъ съ себя вѣнецъ и порфиру, преклоняютъ предъ гробами ихъ колѣна свои. Какая величественная побѣда!

Отъ апостольскаго бѣлаго и миротворнаго знамени обратимся къ мученическому — багряновидному, обагренному кровію не народа невиннаго, каково было богомерзкое знамя Магометово, но собственною кровію исповѣдниковъ Христовыхъ. Кто опишетъ жестокость мученій сихъ воиновъ Христовыхъ? Какое краснорѣчіе можетъ изобразить мужество и терпѣніе ихъ при перенесеніи толикихъ мученій? Ибо не только мужескій, но и слабый женскій полъ, не только мужи, но юноши и и дѣвы, не только нищіе и худородные, но и знаменитые богатствомъ и породою, предавались на сіи мученія, и даже такъ, что когда мучатъ одного, тысячи другихъ вызываются на сіи мученія, громко именуя себя христіанами, и сіе имя предпочитая всему, что есть въ мірѣ высокаго и благороднаго. Нерѣдко блестящія благородствомъ и красотою дѣвы съ презрѣніемъ отвергали знаменитыхъ жениховъ, уневѣстивъ себя Жениху душъ нашихъ Христу. Встрѣчаемъ ли мы, или встрѣчали ли когда либо подобное мужество у язычниковъ? Страдали ли и умирали ли они за своихъ идоловъ? Да и въ нынѣшнемъ богопротивномъ сонмищѣ безбожниковъ и изувѣровъ найдется ли хотя одинъ, которыи бы за ученіе, имъ проповѣдуемое, произвольно отважился на смерть? — О! скорѣе съ клятвою отрекутся отъ всего, нежели согласятся потерять жизнь, столь для нихъ любезную.

Отъ мученическаго кроваваго — привлекаетъ насъ къ себѣ дѣвственническое смарагдовое знамя. Конечно, драгоцѣнны предъ очами Божіими подвиги мучениковъ, произвольно шедшихъ на мученія; но можетъ быть среди мученій приложилась имъ жестокость мукъ и сверхъ ихъ произвола: въ дѣвственныхъ же и цѣломудренно пожившихъ по Христѣ вся ихъ брань противъ плоти и ея прелестей была совершенно произвольная, и хотя ихъ брань была не менѣе тяжкая, и безъ сомнѣнія продолжительнѣйшая, нежели страданія мучениковъ; однако они непріятельницу свою плоть, ужаснымъ воздержаніемъ, какбы огнемъ изсушивъ, воздвигли надъ нею свое побѣдоносное знамя. О! враги Христовы и враги цѣломудрія! Покажите намъ, много ли у васъ дѣвственниковъ и цѣломудренно жившихъ? Не симъ ли самымъ оружіемъ и Магометъ воевалъ, попустивъ своимъ воинамъ многоженство? Правда, онъ успѣлъ много плѣнить симъ оружіемъ, и вы, по примѣру его довольно успѣваете: но это предсказано было безъ малаго за двѣ тысячи лѣтъ первоверховнымъ Апостоломъ. Будутъ, сказалъ онъ, лживіи учители, иже внесутъ ереси погибели, и искупльшаго ихъ Владыки отметающеся; и мнози послѣдствуютъ ихъ нечистотамъ. Сіи, яко скоти животни естествомъ бывше въ погибель и тлю, во истлѣніи своемъ истлѣютъ, — сласть мняще вседневное насыщеніе, сквернители и порочницы, питающеся лестьми своими (2 Петр. 2, 1. 2. 12. 13). Итакъ, вотъ ваша побѣда, плотоугодники, предсказанная Апостолами! Разстройство силъ душевныхъ и тѣлесныхъ, сокращеніе жизни маловременной, начало и предвкушеніе ада, — вотъ торжество ваше! а побѣдныя ваши пѣсни — плачъ души безконечный!

Сіе блестящее красивою зеленью знамя удержало бы насъ при себѣ еще болѣе, но взоръ нашъ привлекаютъ другія, подобныя ему, и по порядку — пламенновидное пастырское, пламенѣющее огнемъ ревности пастырей по вѣрѣ и врученной имъ паствѣ. Здѣсь мы видимъ мужественныхъ ратоборцевъ Христовыхъ, которые, слыша идолопоклонниковъ, взывающихъ: бросить пастырей ко львамъ, — сами, какъ овцы заколенія (Рим. 8, 36), стремились ко львамъ, и единовѣрную свою братію убѣждали посланіями, чтобы никто изъ нихъ ни бунтами, ни ходатайствами, ни искупленіями не препятствовалъ имъ сразиться со львами и найти себѣ гробъ во утробѣ ихъ. Были пастыри, которые за истину вѣры по сороку лѣтъ гонимы были, и принуждены были укрываться въ пустыхъ кладязяхъ не для сохраненія своей жизни, но для сохраненія паствы своей въ вѣрѣ и благочестіи. И сіе пламенновидное знамя пастырей не пламенемъ ли мечется въ глаза противниковъ Христовыхъ? Не оно ли поражаетъ ихъ столько, сколько и лучи солнечные не поражаютъ нѣкоторыхъ птицъ, любящихъ одну только ночь?

За пламенновиднымъ знаменемъ пастырей церковныхъ виднѣется разноцвѣтное знамя всѣхъ святыхъ, окруженное множествомъ воиновъ Христовыхъ, различными добродѣтелями прославившихся. Пріятно намъ смотрѣть и на сіе знамя и разбирать всѣ цвѣты его, то есть, разнообразные подвиги и добродѣтели преподобныхъ и праведныхъ, пустынниковъ и въ мірѣ благочестно пожившихъ, милостивыхъ Филаретовъ и терпѣливыхъ Іововъ. Но, поелику сіи небесные цвѣты безчисленны и нѣкоторые изъ нихъ мы уже видѣли на другихъ знаменахъ: то, облобызавъ сіе знамя, обратимся къ послѣднему, то есть, къ черному съ позлащенными краями, — обратимся, говорю, къ грѣшникамъ, черноту прежняго своего житія прикрывшимъ златоблестящимъ свѣтомъ покаянія.

Извѣстно, сколько воинъ дѣлается неукротимымъ, получивъ рану на сраженіи: посему и воины, стоящіе подъ знаменемъ покаянія, бывъ уязвлены отъ міра и плоти, тѣмъ сильнѣе и непримиримѣе ратоборствуютъ противъ уязвившихъ ихъ: любивъ прежде пресыщаться, и послѣ шестидесятилѣтняго постничества не хотятъ даже прикоснуться къ смоквѣ; обремененные блудодѣяніями, перемѣнили тѣло свое въ легкую тѣнь, быстро по водамъ ходящую, и во время молитвы на воздухъ возносящуюся. Такова была Марія египетская. Ко всѣмъ симъ подвигамъ чтó поощряетъ сихъ неутомимыхъ воиновъ, если не вѣра во Христа, и живое упованіе, что бремя прежнихъ грѣховъ ихъ возложено на Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра (Іоан. 1, 29), и они, всдѣдъ за своимъ Военачальникомъ, текутъ чрезъ покаяніе къ почести вѣнцевъ небесныхъ. Сія вѣра и упованіе обращаютъ для нихъ горечь поста въ сладость, и тяжесть всенощныхъ бдѣній — въ покой. Но много ли у васъ, противники Христовы, постниковъ и плачущихся о грѣхахъ своихъ? Какое имъ утѣшеніе, какая надежда въ отпущеніи грѣховъ безъ Христа, Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра?

Обозрѣвши сіи знамена воинства Христова каждое порознь, и видѣвъ, какъ всякое изъ нихъ, въ свою чреду, сильно побораетъ непріятеля и принуждаетъ повергаться предъ вѣрою: пророческое — предсказаніемъ будущихъ событій, единому Богу извѣстныхъ, апостольское — чудеснымъ покореніемъ всего міра Христу, мученическое — запечатлѣніемъ истины евангельской собственною кровію, дѣвственническое — чистотою, посредѣ міра грѣшнаго и прелюбодѣйнаго, неосквернившеюся, пастырское — стремленіемъ на смерть предъ овцами своими, преподобныхъ и праведныхъ — многоразличными подвигами и добродѣтелями, грѣшниковъ раскаявшихся слезнымъ покаяніемъ, — видѣвъ, говорю, какъ всякое изъ нихъ особымъ своимъ оружіемъ язвитъ и повергаетъ враговъ вѣры, представимъ себѣ въ мысляхъ всеобщее нападеніе на непріятеля, когда всѣ онѣ вдругъ устремятся на него: какой тогда Гай и какой Іерихонъ, Богомъ проклятые, могутъ устоять предъ Израилемъ Божіимъ, которымъ предводительствуетъ не Іисусъ Навинъ, но Іисусъ Сынъ Божій? Какъ не падутъ подъ ноги сего Израиля не только древніе идолослужители, но и нынѣшніе противники вѣры, имже Богъ чрево, и кончина въ погибель?

Святое полчище Іисусово! Мы, взирая на тебя издалека еще, не можемъ не воскликнуть того же, что нѣкогда воскликнулъ Валаамъ, узрѣвъ полки Израильскіе: коль добри доми (лагери) твои, Іакове, и кущи (расположенія) твоя, Исраилю! Яко дубравы осѣняющыя, и яко садіе при рѣкахъ, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедри при водахъ. Поястъ множество враговъ своихъ, и толщи ихъ измождитъ, и стрѣлами своими устрѣлитъ ихъ. Благословящіи тя, благословени, и клянущіи тя, прокляти (Числ. 24, 5. 6. 8. 9).

Если пріятно и взирать на сіи знамена Христовы: то чтó значитъ подъ ними воинствовать? Но, безъ сомнѣнія, мы подъ ними находимся, если только, въ крещеніи записавшись въ число воиновъ Христовыхъ, не предались послѣ бѣгству, или, по крайней мѣрѣ, изъ бѣгства успѣли возвратиться на свое мѣсто, и постоянно на немъ пребываемъ. Подъ пророческимъ знаменемъ, конечно, находятся тѣ, которые часто углубляются въ чтеніе пророческихъ книгъ, и вѣруя сказаніямъ оныхъ, въ одномъ случаѣ лобызаютъ событія, а въ другомъ — съ радостію ожидаютъ исполненія ихъ. Съ Апостолами воинствуютъ тѣ, которые повседневно упражняются въ апостольскихъ писаніяхъ, вѣрно сохраняютъ ихъ преданія, и другихъ, подражая Тимоѳею, къ тому же поощряютъ (2 Тим. 1, 12). Нѣтъ нынѣ мученій за вѣру, но насмѣшекъ и пересудовъ слишкомъ довольно; не истаеваютъ озлобляемые отъ глада и въ темницахъ за исповѣданіе имени Христова, но стонутъ бѣдные отъ роскоши богатыхъ, страждутъ слабые отъ притѣсненія сильныхъ, погибаютъ невинные отъ лихоимства и криводушія судей, — всѣ таковые воинствуютъ подъ мученическимъ знаменемъ. Рѣдки нынѣ, весьма рѣдки дѣвственники, но и супруги, хранящіе ложе свое нескверно, причисляются къ дѣвственникамъ, и всякая жена, терпящая отъ непотребнаго распутства своего мужа или отъ клеветы безстудной, состоитъ также подъ знаменемъ дѣвственническимъ. Немного нынѣ пламенно-ревностныхъ пастырей и учителей: но и посильную ревность пастырей по закону, и попеченіе о паствѣ своей — человѣколюбивый Военачальникъ Христосъ причисляетъ къ пламенновидному своему знамени. Наконецъ, всѣ бывшіе бѣглецы, но послѣ возвратившіеся къ стопамъ воинства Христова, всѣ, говорю, истинно покаявшіеся о грѣхахъ своихъ, твердо вѣруйте, что и вы состоите въ полкахъ Христовыхъ, а черное знамя ваше златоблестящими краями своими ослѣпляетъ враговъ вѣры, и въ страхѣ и трепетѣ повергаетъ на землю, какъ стражей гроба Христова.

Итакъ, христіане, будемъ стоять твердо и неуклонно подъ сими знаменами Христовыми, воинствуя по вѣрѣ съ Пророками, Апостолами, мучениками и дѣвственниками, съ пастырями и учителями и со всѣми праведными и истинно покаявшимися, да, побѣдивши враговъ вѣры и въ ликѣ побѣдоносцевъ послѣдующе за Военачальникомъ нашимъ Христомъ, воскликнемъ, наконецъ, торжественно сію побѣдную пѣснь: сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 414-424.


Категория: Проповеди | Просмотров: 444 | Добавил: alex

Copyright MyCorp © 2024 |