Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Была ли у насъ Святая Русь?
Московскій
Помѣстный Соборъ 1917 года, созванный послѣ революціи и возстановившій
патріаршество, возстановилъ также существовавшій у насъ прежде праздникъ
«Всѣхъ святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ», пріурочивъ его къ 2-ой
недѣлѣ по Пятидесятницѣ.
Самое существованіе такого праздника уже въ
достаточной степени оправдываетъ наименованіе нашего отечества «Святою
Русью», противъ чего въ наше время нѣкоторыми, даже русскими людьми,
дѣлаются возраженія: «какая, молъ, тамъ "Святая Русь"! Мало ли было у
насъ людей крайне-грѣшныхъ, порочныхъ, разбойниковъ и преступниковъ! А
особенно во время этой кровавой революціи показалъ себя съ самой
отрицательной стороны русскій народъ, допустивъ неслыханныя злодѣянія,
кощунства и оскверненіе святынь, которымъ прежде покланялся!»
Все это такъ и, конечно, очень печально, что на
русской землѣ произошли такія страшныя кровавыя преступныя дѣянія, хула и
глумленіе надъ святынями, вплоть до избіенія священниковъ и епископовъ и
разрушенія нашихъ дивныхъ историческихъ храмовъ и монастырей. Но
забывается при этомъ, что «въ семьѣ не безъ урода» и что только въ очень
рѣдкихъ случаяхъ чисто-русскіе православные люди руководили такими неистовыми злодѣяніями: по большей части, они были только исполнителями
даваемыхъ имъ распоряженій, введенные въ заблужденіе лживыми лозунгами,
или изъ трусости и чувства самосохраненія. Руководили всѣмъ этимъ
злобнымъ неистовствомъ, въ огромномъ большинствѣ случаевъ, не
русскіе и зачастую явные враги Христа-Спасителя и русскаго православнаго
народа, ставившіе себѣ опредѣленной задачей искоренить вѣру во Христа
въ русскомъ народѣ, стереть съ лица земли столь ненавистную имъ Святую
Русь.
Но, конечно, и русскій народъ виновенъ въ томъ, что
онъ проявилъ себя слишкомъ наивнымъ и довѣрчивымъ къ обольстившимъ его
врагамъ своимъ, поддался ихъ лукавой пропагандѣ и не оказалъ
достаточно-сильнаго сопротивленія. Обо всемъ этомъ его пророчески
предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу многіе
великіе духоносные мужи и праведники, а особенно сильно и ярко Епископъ
Ѳеофанъ Затворникъ и св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій. Съ ихъ
прозрѣніями и предупрежденіями слѣдовало бы хорошо познакомиться всѣмъ
русскимъ людямъ, вмѣсто того, чтобы впустую безплодно тратить время на
взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшаго нашу Россію
бѣдствія. Вѣдь все предсказанное ими въ точности исполнилось, а это,
казалось бы, должно было бы убѣждать насъ въ ихъ безусловной правотѣ и
побуждать съ полнымъ довѣріемъ отнестись къ ихъ указаніямъ и совѣтамъ,
чтó надо дѣлать, дабы изжить послѣдствія этой страшной кровавой
катастрофы.
Чтó касается самаго наименованія «Святая Русь», то
надо понимать его правильно, и тогда отпадутъ всѣ возраженія противъ
него, основанныя на недоразумѣніи.
«Святая» это не значитъ «безгрѣшная», совершенно
чистая отъ всякихъ грѣховъ и нравственныхъ несовершенствъ. Въ этомъ
послѣднемъ смыслѣ святъ только Одинъ Богъ, почему и поется у насъ за Богослуженіемъ: «Святъ Господь Богъ нашъ!» или «Единъ Святъ, Единъ Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца, аминь!» А о всякомъ человѣкѣ Слово Божіе ясно учитъ, что «нѣсть человѣкъ, аще живъ будетъ и не согрѣшитъ», и нѣтъ ни одного человѣка безъ грѣха, «аще и единъ день токмо житія его на земли».
Наша Русь называлась и дѣйствительно была «Святой» не
потому, что въ ней всѣ были «святы», въ смыслѣ «безгрѣшны», ибо это
вообще невозможно, а потому, что въ каждомъ русскомъ человѣкѣ,
воспитанномъ въ православно-христіанской вѣрѣ всегда сознательно или
хотя бы только подсознательно, гдѣ-то въ самыхъ глубокихъ тайникахъ
души, жилъ идеалъ христіанской святости, какъ наивысшій идеалъ, къ
которому человѣкъ долженъ стремиться, — онъ внутренно благоговѣлъ передъ
этимъ идеаломъ и преклонялся предъ нимъ, даже если и самъ былъ весьма
далекъ отъ него. И когда случалось ему грѣшить, онъ сознавалъ, что
«грѣшитъ», что поступаетъ плохо, не такъ, какъ слѣдуетъ, и старался
исправиться, вставъ на путь искренняго христіанскаго покаянія,
потребность къ которому проявлялась иногда чрезвычайно сильно и
стремительно, порою стихійно. Примѣръ такого покаянія мы видимъ во всѣмъ
извѣстной пѣснѣ о Кудеярѣ-разбойникѣ, который «въ монастырь пошелъ Богу
и людямъ служить», сдѣлавшись въ Соловкахъ «инокомъ честнымъ
Питиримомъ». И сколько было у насъ прежде такихъ «Кудеяровъ»,
заглаждавшихъ свои грѣхи подвигами истинкаго нелицемѣрнаго покаянія!
Не только о злодѣяніяхъ и всякаго рода преступленіяхъ,
но и о такихъ изумительныхъ по силѣ духа христіанскаго покаянныхъ
подвигахъ свидѣтельствуютъ весьма многочисленные факты нашей
отечественной исторіи.
Были, конечно, и моральные уроды, но они являлись
исключеніями. Вотъ такихъ именно моральныхъ уродовъ все больше и больше
сталъ воспитывать у насъ безбожный матеріализмъ, занесенный къ намъ съ
Богоотступническаго Запада, который и довелъ многихъ русскихъ людей,
подъ руководствомъ иновѣрцевъ и инородцевъ, до богоборчества и страшнаго
кроваваго неистовства и человѣконенавистничества.
Обо всемъ этомъ ужасѣ, постигшемъ нашу Родину. ясно
предсказывалъ святитель Ѳеофанъ, писавшій еще во второй половинѣ
прошлаго столѣтія:
«Во дни наши россіяне начинаютъ уклоняться отъ вѣры:
одна часть совсѣмъ и всесторонне падаетъ въ невѣріе, другая отпадаетъ въ
протестантство, третья тайкомъ сплетаетъ свои вѣрованія, въ которыхъ
думаетъ совмѣстить и спиритизмъ и геологическія бредни съ Божественнымъ
Откровеніемъ. Зло растетъ: зловѣріе и невѣріе поднимаютъ голову... Ужели же мы не образумимся? И будетъ, наконецъ, то же и у насъ, что, напримѣръ, у ф р а н ц у з о в ъ и другихъ...»
«Какъ шла французская революція? Сначала
распространились матеріалистическія воззрѣнія. Они пошатнули и
христіанскія и общерелигіозныя убѣжденія. Пошло повальное невѣріе: Бога
нѣтъ, человѣкъ — комъ грязи; за гробомъ нечего ждать. Несмотря, однако,
на то, что комъ грязи можно бы всѣмъ топтать», справедливо иронизировалъ
святитель, «у нихъ выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали!
Начались требованія — индѣ разумныя, далѣе полуумныя, тамъ безумныя. И
пошло все вверхъ дномъ.
Что у насъ? У насъ матеріалистическія воззрѣнія все
болѣе и болѣе пріобрѣтаютъ вѣсъ и обобщаются. Силы еще не взяли, а
берутъ. Невѣріе и безнравственность тоже расширяются. Требованіе свободы
и самоуправства — выражается свободно. И вотъ выходитъ, ч т о и м ы н а п у т и к ъ р е в о л ю ц і и!»
«Если у насъ все пойдетъ такимъ путемъ, то что
дивнаго, если и между нами повторится конецъ осмьнадцатаго вѣка со всѣми
его ужасами? Ибо о т ъ п о д о б н ы х ъ п р и ч и н ъ п о д о б н ы я б ы в а ю т ъ и с л ѣ д с т в і я».
Обо всемъ этомъ, уже гораздо позже, товорилъ въ своихъ
пламенныхъ рѣчахъ нашъ великій всероссійскій пастырь, нынѣ уже
оффиціально прославленный нашей Церковью св. Іоаннъ Кронштадтскій:
«Царство русское колеблется, шатается, близко къ
паденію. Отъ чего же столь великое, бывшее столь твердымъ,
могущественнымъ и славнымъ прежде Царство Русское нынѣ такъ разслабло,
обезсилило, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло съ
твердой и непоколебимой о с н о в ы и с т и н н о й в ѣ р ы, и
въ большинствѣ интеллигенціи отпало отъ Бога, Который Одинъ есть
непоколебимая во вѣки вѣчная держава, Коимъ твердо держатся въ дивной гармоніи небо и земля — столько вѣковъ. Вотъ отъ чего Царство наше колеблется...»
«Откуда эта анархія, эта революція (1905 года), этотъ
соціализмъ, эта нелѣпая коммуна, эти забастовки, разбои, убійства,
хищенія, эта общественная безнравственность, этотъ царящій развратъ, это
огульное пьянство?» — въ горести восклицалъ нашъ великій пастырь
о. Іоаннъ въ своей проповѣди на недѣлю Православія въ 1906 году и тутъ
же самъ отвѣчалъ: «Отъ невѣрія, отъ безбожія. И потому, если
правительство или собирающаяся Государственная Дума хотятъ водворить
порядокъ въ государствѣ и уваженіе къ законамъ, повиновеніе
правительству, миръ и безмятежье, разумный и полезный трудъ, они должны
обуздать безнравственную печать, воспламеняющую всѣ страсти, и обратить
самое заботливое вниманіе на воспитаніе юношества и внушить ему, его
гордымъ наставникамъ и интеллигенціи собственнымъ примѣромъ должное
уваженіе къ вѣрѣ и Церкви и къ заповѣдямъ Евангелія... Какъ хитеръ и
лукавъ сатана! Чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писатетелей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы, и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На
почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія и безнравственности совершается
распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи
Россіи она не можетъ устоять. Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу вѣры и Церкви!»
А вотъ какъ говорилъ нашъ дивный праведникъ въ недѣлю Крестопоклонную того же 1906 года:
«Наши интеллигенты, нѣкоторые учителя и
неблагонамѣренные писатели не чтутъ Креста Христова, не кланяются ему и
не считаютъ его нужнымъ для себя, значитъ, переучились и изъ свѣта
христіанскаго вступили въ непроглядную тьму бѣсовскую, и забыли Того,
Кто, будучи Богомъ, «смирилъ Себя» ради насъ «до смерти и смерти крестной»,
чтобы дать намъ Собою образецъ смиренія и терпѣнія, примѣръ послушанія
Богу... Впрочемъ, недоучки и переучки не вѣрятъ въ личнаго, праведнаго,
всемогущаго и безначальнаго Бога, а въ какое-то безличное начало и въ
какую-то эволюцію міра, по которой будто бы произошло все само собой,
вѣрятъ бреднямъ еретика Толстого и подобныхъ ему безвѣровъ...»
А вотъ какую жуткую картину всего происходившаго въ
послѣднее время въ Россіи, подъ вліяніемъ воспитанной въ духѣ западныхъ
безбожно-матеріалистическихъ идей интеллигенціи, нарисовалъ о. Іоаннъ въ
своемъ словѣ на Благовѣщеніе 1906 года:
«Вѣра слову Истины — Слову Божію исчезла и замѣнена
вѣрою въ разумъ человѣческій; печать, именующая себя гордо шестою
великою державою въ мірѣ подлунномъ, въ большинствѣ изолгалась — для нея
не стало ничего святого и досточтимаго, кромѣ своего лукаваго пера,
нерѣдко пропитаннаго ядомъ клеветы и насмѣшки, не стало повиновенія
дѣтей родителямъ, учащихся — учащимъ, и самихъ учащихъ — подлежащимъ
властямъ; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики
не стало, всякій политиканствуетъ — ученики и учителя въ большинствѣ
побросали свои настоящія дѣла и судятъ о политикѣ; всѣ желаютъ
автономіи: едва ли не всякій ребенокъ мнитъ быть автономомъ; даже
среднія и высшія духовно-учебныя заведенія позабыли о своемъ назначеніи:
быть слугами Церкви и спасенія людей. Не стало у интеллигенціи любви къ
Родинѣ, и она готова продать ее инородцамъ, какъ Іуда предалъ Христа
злымъ книжникамъ и фарисеямъ, уже не говорю о томъ, что не стало у нея вѣры въ Церковь,
возродившей насъ для Бога и небеснаго отечества; нравовъ христіанскихъ
нѣтъ, всюду безнравственность; насталъ, въ прямую противоположность
Евангелію, культъ природы, культъ страстей плотскихъ, полное неудержимое
распутство съ пьянствомъ; расхищеніе и воровство казенныхъ и частныхъ
банковъ и почтовыхъ учрежденій и посылокъ; и враги Россіи готовятъ разложеніе государства. Правды нигдѣ не стало, и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будетъ продолжаться такое безвѣріе, такая испорченность нравовъ, такое безначаліе?!»
Можно было бы и еще множество подобныхъ цитатъ
привести изъ вдохновенныхъ проповѣдей нашего дивнаго всероссійскаго
праведника и чудотворца, но и этого достаточно, дабы ясно видѣть, что
именно привело Россію къ гибели. Развращенная до мозга костей безбожными
матеріалистическими идеями Запада наша «прогрессивная» интеллигенція
начала подъ мнимымъ предлогомъ «просвѣщенія» развращать нашъ простой и
часто дѣтски-наивный вѣрующій народъ, — и вотъ результатъ теперь передъ
нами налицо!
Но значитъ ли это, что Русь наша никогда не была Святой?
Утверждать такъ — это непростительная дерзость и
невѣжество, полное незнаніе настоящей, подлинной исторіи нашего народа,
всегда ставившаго прежде святую Православную Вѣру во главу угла своей
жизни. Были, конечно, въ исторіи нашей и темныя стороны, но вѣдь «нѣсть
человѣкъ, аще живъ будетъ и не согрѣшитъ», и эти темныя стороны
нисколько не затмеваютъ самаго главнаго, что всегда, свойственно было
русскому человѣку — сознательнаго или хотя бы подсознательнаго преклоненія передъ христіанскимъ идеаломъ святости и удивительной способности къ сильному и дѣйственному покаянію послѣ совершеннаго грѣха.
Люди невѣрующіе, маловѣрующіе и далекіе отъ Церкви не
могутъ и представить себѣ, въ какой лучезарной красѣ сіяетъ предъ нашимъ
мысленнымъ взоромъ безчисленный ликъ Святыхъ, въ Землѣ Россійской
просіявшихъ. Вѣдь эти святые — плоть отъ плоти и кость отъ костей нашего
православнаго русскаго народа, сыны и дщери его. Это — благоуханная
жертва Богу отъ Русской земли, благоговѣвшей предъ подвигами святости.
Не было бы у насъ этого дивнаго лика святыхъ угодниковъ Божіихъ, еслибы Русь не была Святой!
Но и теперь еще не все погибло. Всегда остается
возможность покаянія и обращенія къ Богу. Надо только захотѣть —
искренно захотѣть возстановленія Святой Руси! Вѣдь даже въ годы этого
страшнаго кроваваго лихолѣтія сколько дала наша Родина новыхъ мучениковъ
за вѣру, «имже нѣсть числа». И всѣ они, конечно, умоляютъ Господа о
спасеніи ихъ земного отечества и объ обращеніи на путь истинной вѣры —
вѣры православно-христіанской — ихъ страждущихъ подъ игомъ лютаго
безбожія сородичей и о насъ, въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ.
А для спасенія и возстановленія Россіи нужно только одно, къ чему пламенно призывалъ нашъ великій пастырь св. Іоаннъ:
«Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше,
тягчае всѣхъ народовъ земныхъ — обратись в ъ п л а ч ѣ и
с л е з а х ъ, в ъ в ѣ р ѣ и д о б р о д ѣ т е л и!...» Остальное приложится.
Скорѣе же, скорѣе съ покаяніемъ къ Богу!
Вси святіи земли Русскія, молите Бога о насъ!
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 96-103. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предлагаем также ознакомиться с трудом о.Льва Лебедева:
Протоиерей Лев Лебедев. Великороссия.
http://soborrussia.ucoz.ru/load/protoierej_lev_lebedev_velikorossija_zhiznennyj_put/1-1-0-13При наличии некоторых спорных мнений, эта работа несомненно имеет большую ценность для понимания современниками истории России .
|