Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

+

О положении дел в РПЦЗ после 2000 года.

Обзорный доклад перед участниками Евразийского Пастырского Совещания духовенства РПЦЗ(В)

(август/сентябрь-2008)

(Прот. Валерий Рожнов)

В настоящее время в России и Заграницей не всегда просто найти Каноническую Православную Церковь среди многочисленных церковных сообществ даже тем, кто искренне стремится к Истине. Это трудно сделать потому, что различные церковные сообщества, отдельные епископы и священники, находящиеся в расколах и самочинных сборищах, стараются не редко исповедовать те же неповрежденные догматы Православной Веры и Святоотеческое наследие, что и каноническая Русская Православная Церковь. При этом усилия некоторых юрисдикций и отдельных духовных лиц на ниве такого исповедничества впечатляют. К примеру, смелые действия Диамида епископа Анадырского и Чукотского против еретичествующих епископов РПЦ МП, являются беспрецедентными в своем роде и приковывают внимание всех, кто небезучастен к судьбе Русского Православия. Заявления, с которыми выступил Владыка, обличая отступничество епископов МП от чистоты Православного Вероучения, от идеи Православно-Монархического устройства Отечества, имеют большое значение, особенно для тех, кто пребывает в МП. Эти заявления почти полностью совпадают с тем, к чему на протяжении многих лет призывала Русская Православная Церковь Заграницей, находясь в духовном единстве с последователями Катакомбной Церкви. При Блаженнейшем Митрополите Виталии под единоначалие РПЦЗ (согласно Правилу 34 Святых Апостолов) переходили не только катакомбники, но и верующие из МП, принесшие покаяние. В настоящее время только РПЦЗ (В) имеет непосредственную каноническую преемственность власти в Российской Православной Церкви, идущую через Патриаршество Святителя Тихона Исповедника и через Первоиераршества почивших в Бозе Митрополитов РПЦЗ, в том числе через Первоиераршество Блаженнейшего Митрополита Виталия. Об этом беспристрастно говорят Правила Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов, Канонические Правила Святых отцов. Поэтому мы на Пастырском Совещании Евразийского духовенства РПЦЗ(В), проникаясь ответственностью, за судьбу Русского Православия обязаны заявить, русскому духовенству во всех юрисдикциях, всем православным людям земли русской, и всем ищущим Истину следующее:

Искренне желаем, чтобы усилия всех, кто старается стать на путь исповедничества, не сгорели, но были многоплодными. А для этого важно не только исповедовать истину, но и пребывать в Истине - пребывать во Христе, который сказал: «Я есмъ лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). В связи с этим духовенство евразийской части РПЦЗ(В) обращает внимание всех православных еще к одному изречению Господа: « НИКТО, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Другими словами, если уходящие из еретических церковных сообществ, таких как МП, других расколов и самочинных сборищ, не делают следующего шага – не ищут Церкви, которая является исторической наследницей Русского Православия, чтобы присоединиться к ней, как прививаются к лозе отсеченные от нее ветви, то нужно бояться Божиего определения: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6).

Согласно Правилу №34 Святых Апостолов, в нормальных условиях у одного народа не может быть двух или более церквей, а у Единой Поместной Церкви не может быть двух или более глав: «Епископам всякаго народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу…». Следовательно, всем церковным сообществам, всем епископам, и всем верующим, которые по разным причинам и в разное время отпали от церковного единства своего народа, необходимо найти ту лозу, к которой Господь обязывает привиться, чтобы не быть извергнутым и брошенным в огонь вечный. При этом мы исповедуем, что присоединение к Церкви без перекрещивания, но через миропамазание и покаяние, возможно лишь из тех церковных сообществ православной обрядности, которые, согласно Первому Каноническому Правилу Св. Василия Великого, разделились в мнениях «о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание». К ним мы относим катакомбные приходы, неприсоединившиеся к РПЦЗ(В), если таковые еще остались. К церковным сообществам, допускающим уврачевание без перекрещивания, мы относим также некоторые самочинные сборища и расколы, отпавшие от РПЦЗ в разное время, например: РПЦЗ(Л), РИПЦ, РПЦЗ(А), РосПЦ и др. Из так называемой Московской патриархии (МП) тоже считаем правильным присоединять к Церкви без перекрещивания, но через миропамазание или покаяние ( в крайнем случае по чину : « аще не крещен, крещается…». О том, почему МП РПЗЦ(Л) и другие церковные сообщества не могут являться Каноническими церковными образованиями, следует сказать подробнее.

Московская патриархия не является канонической преемницей Поместной Российской Православной Церкви

по следующим причинам:


Во-первых, так называемая Московская патриархия есть изобретенное большевиками и богоотступными епископами новообразование, которое по духовной сущности и организационному устройству к Исторической Русской Церкви не относилось изначально и теперь не относится. В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) вступил в сговор с ГПУ (государственным политическим управлением) большевиков и при поддержки репрессивных органов богоборческого режима узурпировал власть в управлении делами Русской Православной Церкви в пределах Отечества. Поэтому детище митрополита Сергия не является канонической наследницей, и не является исторической правопреемницей Русской Православной Церкви потому, что берет свое начало от преступного меньшенства епископов, власть которых изначально не признана ни Соборностью Русской Церкви, ни Новомучениками и Исповедниками Российскими. Правило 30 Святых Апостолов гласит: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним».

Во-вторых, сергианская Московская патриархия не канонична даже, если не брать во внимание того факта, что митрополит Сергий пришел к власти в созданной им лжепартиахии с помощью мирских правителей. Церковные каноны не позволяли ему становиться главой Русской Церкви и по другим причинам. Он являлся только заместителем местоблюстителя Патриаршего Престола. Местоблюстителем являлся митрополит Крутицкий Петр (Полянский). В случае кончины Митрополита Петра по распоряжению Св. Патриарха Тихона Местоблюстителями должны были становиться последовательно митрополиты Ярославский Агафангел и Казанский Кирилл. Если бы они не смогли по каким-то причинам возглавить Церковь, то по церковным канонам Главою Церкви должен был стать митрополит Антоний (Храповицкий), как старший по хиротонии и по положению. Митрополит Сергий в этой цепочке даже и не значился. Когда законный Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр, выпущенный из ссылки , приехал в Патриаршию резиденцию, чтобы принять церковные дела, то митрополит Сергий дел ему не передал, но написал на него донос в ГПУ, убеждая чекистов, что митрополита Петра необходимо убрать, иначе «рухнет здание» того сговора с ними, которое с «таким трудом создавалось». Полный текст доноса в начале девяностых годов прошлого столетия передавали по центральному телевидению. Митрополита Петра «убрали» снова в заключение и потом расстреляли. Расстрелян был также митрополит Кирилл. Вместе с митрополитами разделили участь целый сонм епископов и рядового духовенства. Таким образом, единственным, оставшимся в живых законным Главой Русской Православной Церкви оказался митрополит Антоний (Храповицкий), который положил начало Первоиераршества Русской Православной Церкви в рассеянии по всему миру (и в России, после падения коммунистического режима ), руководствуясь распоряжением Св. Патриарха Тихона №362 от 20 ноября 1920 года.


В-третьих, даже если бы митрополит Сергий стал главой своего церковного образования без сговора с ГПУ, даже если бы он являлся законным местоблюстителем Патриаршего Престола, то созданная им религиозная организация стала бы не канонична сразу после принятию ею печально-знаменитой декларации от 29 июля 1927 года. Выдержки из «Декларации» гласят: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые верные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом . Мы хотим быть православными и в то же время признавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный на Союз, будь то война, бойкот, какое-либо общественное бедствие или просто убийство из-за угла , подобное Варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас…». Служение богоборческой власти, отдавая «кесарю Богово» есть ересь сергианства (по имени ересеиерарха). Человеку, искренне стремящемуся к Истине, не нужно объяснять, почему три четверти епископата даже из тех, кто признавал главенство митрополита Сергия в церкви, сразу отложились от него после декларации. Кроме того выдающиеся церковные деятели, богословы, узники концлагерей и просто верующие указывали митрополиту Сергию на его предательство. А главное то, что целый сонм Святых Новомучеников и Исповедников Российских не признал ни власти митрополита Сергия в Русской Церкви, ни образованной им церкви, ссылаясь на многочисленные Правила Святых Апостолов, Правила Вселенских и Поместных Соборов. Например, епископ Дамаскин пишет в сентябре 1927 года: «Одно из двух, или Церковь есть непорочная и чистая Невеста Христова, Царство Истины, и тогда Истина – это воздух, без которого мы не можем дышать, или же она, как весь лежащий во зле мир, живет по лжи и ложью, тогда все ложь – каждое слово, каждая молитва, каждое таинство. Мы утверждаем, что ложь рождает только ложь, и что не может она быть фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь «церкви лукавнующей».

В настоящее время архиереи МП преподносят русскому народу «церковь лукавнующую» как «матерь церковь» и не стыдятся канонизировать даже тех новомученников и исповедников российских, которые были казнены за то, что не признали сергианскую патриархию законной Церковью. Как можно почитать святых, и не внимать их голосу? Вот что по такому случаю говорит Сам Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков, таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?»( Мф. 23: 29 – 33).

Самое большое лукавство основателей и продолжателей «церкви лукавнующей» состоит в том, что свое предательство они оправдывают необходимостью спасения Церкви от гибели путем компромисса с богоборцами. По их разумению получается, что не Бог спасает Церковь ради стоящих в Истине людей, а люди спасают Церковь тем, что отступает от Истины. Вот бы святая мученица София сказала своим детям - святым мученицам Вере, Надежде, Любви: «Чада мои, чтобы спасти Церковь и сберечь для Церкви свои жизни, принародно отрекитесь от Христа и принесите жертвы идолам, а в душе можете верить, как верили (!?)». Разве такой путь предательства Истины и компромисса с беззаконием спасает Церковь? Нет! Такой путь направлен против Истины. По этому пути на соединение с сергианской Московской патриархией пошла, отделившись от Зарубежной Церкви, раскольническая группировка епископов во главе с арх. Лавром. В отличие от раскольников Архиерейский Собор РПЦЗ(В), оставаясь верным своему законному Первоиерарху Митрополиту Виталию и святоотеческому наследию Гонимой Церкви Российской, подтвердил в 2004 году анафему на ересь сергианства следующим текстом: «Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую;учащим, что якобы союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и ради этого дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедующим христианам поклоняться богоборческой власти, буд-то бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все ее беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служит Богу, - как и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий Страгородский и все его последователи – Анафема!»


В-четвертых, даже если исключить три предыдущие причины, по которым МП не может являться канонической правопреемницей Православной Российской Церкви, то она в соответствии с многочисленными Церковными Правилами, в том числе, в соответствии с 45 Правилом Святых Апостолов, лишилась бы такового статуса в наше время по причине ереси экуменизма. Главной целью экуменизма является попытка закулисных правителей мира сего привести все сколь либо значимые в мире религии, религиозные организации и течения под единый орган управления, на подобие уже существующего Всемирного Совета Церквей, членом которого МП является много лет, принимая участие в совместных экуменических молениях не только с инославными и иноверными, но даже с язычниками. Об этом иерархи МП тщательно скрывают от своей паствы. По существу, экуменизм, а значит и патриархия, участвует в строительстве церкви антихриста, который, как известно, захочет приобрести не только мирскую, но и духовную власть над всем человечеством. Ереси экуменизма очень емкое определение дал наш почивший в Бозе Блаженнейший Митрополит Виталий, который до последних дней жизни оставался единственным законным Первоиерархом РПЦЗ: «Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а экуменическое движение, объединив все ереси, приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью. Тут древнее арианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество,... и просто всевозможные изуверства под совершенно другими названиями современных сект объединились и идут приступом на Церковь. Это явление, безусловно, апокалиптического характера. Диавол... боролся с истиной Христовой почти по порядку изложения в никейском Символе Веры и приступил к последнему и самому жизненно главному члену Символа: "Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь"... Экуменизм, стремясь разрушить границы Церкви Христовой, сам не имеет никаких границ…».


В-пятых, Московская патриархия, декларируя в своих соборных решениях отказ от исповедания власти Православного Царя, как единственной Богоугодной для православного народа власти, попадает под проклятия и анафематства Великого Собора (Поместного и Земского) от 21 февраля 1613года: "Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов, был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.

И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы. И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя, из каких людей не буди, или какое лихо похочет учинити, то нам, боярам и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один... А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения... и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Св. Апостол и Вселенских седми Соборов - Св. Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней".

Говоря об обязанностях Церкви Русской в отношении власти Первоиерарх РПЦЗ Антоний (Храповицкий) в своем обращении от 31 августа 1929 года заявляет: "Она (Церковь) обязана указывать православному народу законного Царя и призвать народ к послушанию. Так творили и древние пророки... так творили и наши святые отцы и учители Церкви - митрополиты Петр, Алексий. Так обязуюсь теперь творить и я, грешный, оставшийся старшим иерархом во Всероссийской Церкви после кончины Св. Патриарха Тихона согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора 1918 года. Итак, отцы и братие, умоляю вас..., предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю…».

Из всего вышесказанного следует, что современная Московская патриархия, по каждой из пяти перечисленных причин в отдельности и тем более при совокупности всех этих причин (что наблюдается в настоящее время) не может являться Канонической Русской Православной Церковью и преемницей исторической Московской Патриархии. Очевидно, сбываются пророчества духоносных отцов прошлого века, которые предсказывали, что в России после гонений на Церковь будут открываться храмы, но ходить в них нельзя будет. Однако ими предсказывалось еще и то, что Православие не погибнет, но будет представлена малым стадом. Это в полной мере можно отнести сейчас к РПЦЗ(В), чада которой веруют и исповедуют, что Христос взошел на Голгофу и принес Себя в Жертву ради верной Ему Церкви, поэтому никогда «Вратра ада не одолеют ее» (Мф. 16:17).

К сожалению, верующие МП в большинстве своем обмануты ложными представлениями о нашей Церкви. Церковнослужители Московской патриархии, указывая на свое численное большинство, как на свидетельство своей законности, причисляют себя к «Матери Церкви», а всех, кто обнажает ее грехи, уподобляют Хаму, который не скрыл наготу своего родителя. Если согласиться с такой подменой понятий, то Святых Новомученников и Исповедников Церкви Российской можно обвинить в хамстве. А на деле ведь Зарубежная Церкви не личные грехи иерархов МП обнажает, а свидетельствует о их богоотступничестве, что является не хамством, но обязанностью и долгом каждого православного человека. И все же самым расхожим аргументом против РПЦЗ со стороны МП является то, что духовенство гонимой Церкви, якобы предав в трудное время русский народ, убежало за границу. Нет! Духовенство Канонической Русской Церкви не предавало русский народ и не покупалось на губительные для народа компромиссы с богоборческой властью, но предпочло быть убиваемым и изгоняемым правды ради, а таковых есть царство небесное. Предательски по отношению к русскому народу изначально относилось духовенство МП, чем и поставлен был народ русский перед лицом духовного и физического истребления, испивая чашу гнева Божия в непрестанных войнах и политических катаклизмах за богоотступничество и цареборчество .

Говоря о Русской Зарубежной Церкви, следует отметить то, что ее путь на земле можно уподобить Евангельской Невесте Божией (Откр.21:2; 21: 9; 22:17), верно следующей за своим Женихом Небесным. Будучи, как и Христос гонима и изгоняема из своего Отечества, Русская Церковь несла Евангельский свет непорочной Веры среди других народов. И как Сын Божий, возвращаясь в свое отечество перед Голгофой, воскресил мертвого Лазаря - друга Христова, подобно тому и в нынешнее время лишь верная Христу Церковь, возвратившись на Родину, способна воскресить погибшее Православное Отечество. И как во времена Христа, играя на чувствах патриотизма, фарисеи возбуждали ненависть к Сыну Божию, представляя Его нарушителем церковного единства и спокойствия в народе израильском, так и современные фарисеи сергианско - экуменической МП возбуждают в народе ненависть против духовенства гонимой Церкви под предлогом сохранения церковного и национального единства. Но как могут говорить о сохранении церковного и национального единства иерархи МП, готовые прислуживать любой власти, напрпавленной против такого единства? Разве не архиереи МП еще в перестроечное время подыграли демократическим правителям настолько, что даже свою патриархию разделили на части, создав Украинскую и Белорусскую автокефалии? В свое время такое церковное разграничение в угоду мирских правителей не только способствовало разделению единого народа на разные нации, но даже обогнало политическое разъединение русских людей государственными границами. Ну а теперь на страже какого единства иерархи МП стоят? Демократического? Почему нет проповеди Православно-Монархических идей? Ведь, очевидно, все архиереи МП знают, что демократия (идея народовластия) в принципе есть обман, в реальной жизни это неосуществимая идея, а с духовной точки зрения это человеческое своеволие и безбожие. Итогом строительства демократии непременно является духовное растление и в конечном итоге антихристианство. О сохранении таких перспектив «мирной жизни» в отечестве ратуют иерархи МП? В свое время фарисеи распяли Истину ради сохранения отечества, а так же ради мира и единства в израильском народе, однако пришли к обратному – не сохранили ни мира в народе, ни веры, ни отечества. Служение миру, а не Богу всегда в итоге губительно. Печально, что народ, пасомый фарисеями МП, имея перед собой Евангельские примеры, видя, не уразумевает губительности того пути отступления от Истины, которым ведет его современная патриархия. Дай, Боже, всем ищущим Истину не только отличить спасительную Церковь от расколов, но также обрести в себе смелость присоединиться к ней в соответствии с существующими канонами, не боясь претерпеть при этом поношения , если нужно, даже в собственном народе, обманутом современными фарисеями. Это и есть единственно верный путь присоединения к Канонической Российской Православной Церкви для всех, кто выходит из лжепатриархии и из других расколов. Говорить о присоединении к Церкви всей Московской патриархии в целом пока не приходится. Для этого патриархии необходимо принести соборное покаяние во всех упомянутых выше фактах богоотступничества перед Собором православных архиереев Российской Церкви, пребывающих в Истине. Одной из главных причин, по которой Московская патриархия стремилась соединиться с РПЦЗ, является желание канонически реабилитироваться через евхаристическое единство с Российской Православной Церковью, каковой является Церковь в изгнании. Если кто-то считает, что именно это произошло при объединении МП с церковным сообществом РПЦЗ(Л), которое возглавлял владыка Лавра (Шкурло), то глубоко ошибается. Никакого покаяния или, как говорят теперь, «взаимного покаяния» при объединении МП и РПЦЗ(Л) не было и не могло быть даже в принципе. Событие, которое в средствах массовой информации преподается, как объединение Московской патриархии с Зарубежной Церковью является объединением двух религиозных сообществ, не имеющих законной преемственности с исторической Русской Церковью. О причинах не каноничности современного Московского патриархата уже было сказано. Существует необходимость сказать о причинах не каноничности РПЦЗ(Л).



Почему РПЦЗ(Л) не является канонической преемницей РПЦЗ

В октябре 2000 г. Состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви, положивший начало раскола РПЦЗ. В следствии, последовавших за «разбойничьим собором» событий, Зарубежная Церковь разделилась на две самостоятельные юрисдикции: РПЦЗ(В) под омофором Митрополита Виталия, с центром в Мансонвилле (Канада) и РПЦЗ(Л) под омофором Архиепископа Лавра, с центром в Нью-Йорке (США). Причиной разделения стал вопрос о присоединении Зарубежной Церкви к Московской патриархии. Сторонники Митрополита Виталлия Первоиерарха РПЦЗ были категорическими противниками объединения с МП до тех пор, пока она пребывает в нераскаянном состоянии. Сторонники архиепископа Лавра не видели причин, препятствующих объединению. По их мнению, после падения коммунистического режима Московская патриархия перестала быть блудницей «сидящей на звере багряном»( Откр.17: 3). Очевидно, заразившись «духом времени» большинство архиереев Зарубежной Церкви, смирилось с нераскаянностью патриархии, которая, даже освободившись от богоборческой советской власти, оказалась не способной освободиться от своей сергианско-экуменической сущности, поднявшейся теперь до глобального мирового уровня. Однако на пути предательского сговора большинства архиереев, настроенных на слияние с МП, стал непреклонный в своем мнении Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий. Тогда мятежные архиереи, нарушив церковные каноны, предприняли попытку сменить Первоиерарха путем «дворцового переворота», заручившись поддержкой Московской патриархии и официальной Российской власти. Но Церковь Христова живет не по произволу человеческому и не по каким-либо другим мирским законам, а по Богопромыслительным Правилам, которые являются своеобразным сводом Церковных Законов. Каждая Поместная Церковь принимает свой Устав жизнедеятельности, прежде всего, в соответствии с Правилами Святых Апостолов, Вселенских Соборов - как бы детализируя общецерковные Законы применительно к конкретным условиям места и времени. Для Церкви в Изгнании (РПЦЗ) таковым действующим Уставом жизнедеятельности является "Положение о Русской Православной Церкви Заграницей" (утверждено Собором епископов в 1956 г. и определением Собора от 5/18 июня 1964 г). Поэтому, чтобы дать объективную оценку событиям приведшим к расколу Зарубежной Церкви, и чтобы убедиться в незаконности нового (по духу и букве канонов) религиозного сообщества РПЦЗ(Л), необходимо рассмотреть хронологию событий с точки зрения церковных канонов.

После того, как Митрополит Виталлий отмежевался от решений Архиерейского Собора (2000 г.), мятежные архиереи предприняли попытки физического и психологического воздействия на девяностолетнего старца с целью подавить его волю и насильственно отправить на покой. Этого от него в недопустимо грубой форме требовали почти все архиереи Синода РПЦЗ на заседании 10 июля 2001 года. Но Митрополит Виталий покинул заседание Синода, объявив его решения незаконными. Вопреки всем правилам РПЦЗ, Синод продолжил работу без участия и благословения Первоиерарха. Более того, на заседании Синода принято решение об избрании архиепископа Лавра заместителем Первоиерарха без присутствия (!) самого Первоиерарха. Вслед за этим лавровский епископат в недопустимо грубой форме воздействовал на Митрополита Виталия , с целью получить от него заявление о добровольном уходе на покой. Однако согласно действующим в РПЦЗ Правилам (Уставу) принять и рассмотреть заявление Первоиерарха об уходе на покой может только Каноничный Собор епископов (Пар. 8).

Но о какой каноничности решений мятежных архиереев может идти речь? В действительности не с 10 июля 2001 года, а с октября 2000 года и до сего дня лавровские соборы епископов и архиерейские синоды не имеют канонической силы, о чем говорят Правила: 10, 45, 65 Святых Апостолов. Решения архиерейского собора РПЦЗ (2000 г.), от которых лавровский епископат до сих пор не отмежевался, по своей губительности и вероломству превзошли даже печально знаменитую Декларацию митрополита Сергия (1927 г.), ибо если раньше на путь сергианства священников МП толкали насильно большевики под страхом смерти, то теперь (с октября 2000 года) на тот же путь соглашения и предательства лавровские епископы стали совершенно добровольно.

Митрополит Виталий, отмежевавшись от Собора 2000 года, согласился принять участие в архиерейском соборе 2001 года лишь при условии, что архиереи откажутся от курса, взятого на предыдущем архиерейском соборе. Митрополит пытался использовать последнюю возможность вернуть в каноническое русло архиереев, которые выступили против него, За пять дней до открытия Собора 2001 года Первоиерарх сделал официальное заявление: «Сознавая глубину грехопадения некоторых членов Архиерейского Собора нашей Церкви, в их интенсивном, но пока еще не высказанном полностью желании соединиться с Московской патриархией, я , с полной ответственностью перед Богом, русским православным народом и перед своей совестью, считаю своим долгом заявить, что предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных….». Архиереи отступники обещали выполнить условие Митрополита. Но это был обман с целью обеспечить присутствие Первоиерарха на соборе, чтобы «собранию безответственных» придать вид законности. Условие главы РПЦЗ было, конечно, не выполнено. Тогда Митрополит Виталий, покинул собор, несмотря на попытки удержать его грубой силой. Уже через три дня после начала работы собора законный Первоиерарх Зарубежной Церкви выступил с Чрезвычайным Заявлением (от 14/27 октября 2001 г.):

"В связи с трагическим развитием противоцерковных событий в последние дни, считаю своим Архипастырским долгом заявить, что я категорически осуждаю следующие действия нынешних участников "разбойничьего собора", на котором я отказался присутствовать по причине нераскаянности тех архиереев, которые потщились взять новый курс на сближение с лжецерковью –– Московской Патриархией и евхаристическое общение с экуменистами:

1. противозаконная узурпация церковной власти неправославно мыслящими архиереями;

2. безосновательное и греховное обвинение меня в "поддержке раскольников" (я никому не позволю называть "раскольниками" и "бунтовщиками" верных и преданных пастырей и пасомых нашей святой Православной Церкви);

3. содержание меня под домашним арестом с приставлением стражника-наблюдателя с ведома и "благословения" злобно настроенных против меня архиереев;

4. насильственное и коварное, в тайне от меня, выдворение из Синодального дома моего личного секретаря –– т. е. фактически лишение меня восстановительно-профилактического ухода, который особенно требуется мне после моей травмы руки, боль от которой становится весьма тяжелой с прекращением этого лечения;

5. неблаговидно-алчное вынуждение у меня подписи для переписи записанного на меня имущества (к тому же –– непозволительно повышенным и требовательным тоном).

Желая предотвратить пагубные последствия неканонических действий нераскаянного "собора", направленных на любые формы диалога или слияния с экуменическим или, так называемым, "вселенским православием", видя нежелание со стороны большинства архиереев умирить и успокоить небывалое смущение среди наших священнослужителей и паствы, а также учитывая просьбы некоторых преосвященных и многочисленных чад Зарубежной Церкви, я со всей ответственностью заявляю, что снимаю, в согласии с Пар. 34 (а также Пар. 33. –– Прим. авт.) Положения о РПЦЗ, свою подпись о своем добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру. Имя мое должно по-прежнему возноситься на богослужениях во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей…

Еще и еще раз призываю к покаянию оступившихся в вере архиереев, а всех верных архипастырей, пастырей и Боголюбивых чад Истинной церкви Христовой к непоколебимому стоянию в Истине и единомысленному и единодушному объединению их против закосневающих "сынов противостояния", непрестанно вознося горячие молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, испрашивая у него милости и помощи.

Да благословит всех нас Господь Бог молитвами Пречистыя Его Матери Пресвятые Богородицы и поможет нам Своею благодатию противостоять лжи, неоправданному насилию и отступлению.

14/27 октября 2001 г. Митрополит Виталий”.

Чрезвычайное Заявление Митрополита Виталия совершенно обоснованно аннулирует его предыдущее прошение об уходе на покой. Подобный прецедент в Русской Церкви произошел и со Святым Патриархом Исповедником Тихоном, который аннулировал подпись под насильно навязанным ему большевиками решением уйти в отставку. Но в случае с Митрополитом Виталием существует и другая причина, по которой его отставка не состоялась –– утвердить прошение Первоиерарха об уходе на покой мог только Каноничный Собор епископов, а лавровская группировка таковым с октября 2000 года уже не является. Самопровозглашенный лавровский епископат отпал от Церкви с момента своего образования, нарушив многочисленные Канонические Правила, в том числе, Апостольские: 10, 34, 45, 65… Принимая во внимание все вышеизложенное, следует констатировать, что в новейшей церковной истории имел место быть лишь факт прошения Митрополита Виталия об уходе на покой, но никогда не было отставки Первоиерарха как уже состоявшегося факта, ибо отставку мог принять только законный Архиерейский Собор, каковым лавровская группировка епископов с октября 2000 года не является.

Кроме канонических аспектов, незаконности РПЦЗ(Л), существуют еще духовно-нравственные аспекты, свидетельствующие о беззаконных действиях лавровской группировки епископов. Особенно это проявилось по отношению к Первоиерарху РПЦЗ, который после ухода в раскол почти всех зарубежных архиереев, продолжал оставаться главой Канонической Русской Церкви. Почти все приходы РПЦЗ в России остались верными законному Первоиерарху, несмотря на то, что российские СМИ в один голос приветствовали нового «прогрессивного» главу РПЦЗ Митрополита Лавра, даже не упоминая о существовании канонической Русской Церкви в рассеянии по всему миру и в границах бывшей Российской Империи. За рубежом (особенно в Европе) значительная часть паствы осталась под омофором Митрополита Виталия, не признавая архиепископа Лавра за главу РПЦЗ. Поэтому архиереи лавровского синода, скорее всего, даже не с подсказки МП, а по своей собственной инициативе, стали искать способы «нейтрализовать» Митрополита, который стал символом борьбы против объединения РПЦЗ с нераскаявшейся патриархией.

Поражает цинизм и бесчеловечность действий «лавровцев» по отношению к старцу. События, происходившие с Первоиерархом, очень напоминают события гефсеманского сада, связанные с предательством и пленением Спасителя. Митрополита Виталия 23 октября 2001 года по ложному доносу вызвали в американский трибунал. Но архиереям самочинного сборища показалось недостаточным воздействие на Митрополита через трибунал, чтобы с помощью мирской власти решить церковные споры в материальных и духовных вопросах. Тогда 1- го ноября 2001года в Мансонвилле (Канада) с благословения арх. Лавра группа лиц под предводительством епископа Михаила (в том числе адвокат, добивавшийся от Митрополита передачи имущества) в сопровождении вооруженных канадских полицейских, среди которых была женщина, вторглись в алтарь православного храма во время вечернего богослужения. Епископ Михаил (Донсков) приветствовал Митрополита целованием, и предложил Первоиерарху проследовать за вооруженной свитой. Но клирики храма, возмущенные поведением новоявленного Иуды, предупредили старца, что его хотят арестовать. Митрополит Виталий тут же анафематствовал епископа Михаила, однако, произвол продолжился. Клирики и прихожане храма, пытавшиеся защитить Митрополита, стали свидетелями ужасного для христианского зрения зрелища. Богослужение было прервано. Старца насильственно вытащили из алтаря. Он сопротивлялся. По всей видимости, богоотступные архиереи перешагнули ту духовно-нравственную границу, за которой покаяния уже практически не наступает, как не наступило покаяние у первосвященников, пленивших Христа в Гефсиманском саду, как не наступило покаяние у сергианских патриархов МП. Для архиереев лавровского синода гранью, за которой покаяние уже не наступает, очевидно, был момент пленения Первоиерарха, когда епископ Михаил (Донсков) - новоявленный Иуда Искариот во время вечернего Богослужения в сопровождении вооруженной полиции, среди которой была женщина, вошел в алтарь храма. Сравните с текстом священного Писания: "И так Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием…" (Инн. 18: 3). Клирики и прихожане храма пытались отстоять Митрополита, но не получилось. Митрополита насильственно отправили в психиатрическую больницу для освидетельствования на дееспособность. При этом следует отметить, что во время пленения старца на руках у еписков лавровской группировки хоть и был документ о его принудительном медицинском освидетельствовании, как этого требовало судебное разбирательство , но согласно предписанию это можно было сделать в последующие три дня, причем, в совершенно приличной форме. Не было никакой необходимости срывать вечернее богослужение и на ночь заточать Первоиерарха вместе с психически нездоровыми людьми. Но возглавляемая архиепископом Лавром группировка пошла на такое беззаконие. Расчет был прост – злоумышленники надеялись, что девяностолетний старец, проведя бессонную ночь в обществе психически больных людей, утром не сможет пройти тест на дееспособность. Но беззаконники просчитались! Медицинский работник, проводивший освидетельствование старца, был удивлен здравомыслием Митрополита и тем, что в таком возрасте он свободно, не теряя логики, способен общаться не только на своем родном, но и на французском и английском языках. Врач выдал заключение о полном здравии Митрополита и пожелал, чтобы все в его возрасте обладали таким физическим и психическим здоровьем.

Но мятежные епископы не успокоились. В Мансонвилльский скит 22 ноября 2001 г. во время трапезы вторгся все тот же епископ Михаил, в сопровождении частной милиции, адвокатов и священника Ивашевича , которому епископ Гавриил выдал фальшивку о том, что он якобы является опекуном Митрополита. Их целью было похищение Первоиерарха. Прибегая к насилию, Митрополита Виталлия заставляли одеваться. Чтобы он не сопротивлялся , его повалили на пол и придавили подушкой. Старец задыхался. Затем его вытащили в коридор и поволокли к лимузину. Сопротивляясь, Митрополит упал. Его стали насильственно заталкивать в машину. Но похищение Первоиерарха сорвалось благодаря прибытию, появившейся в последнюю минуту полиции, которую вызвали свидетели страшного зрелища. В интернет-сети на сайтах РПЦЗ(В) имеются ауди и видео документы описываемых событий, свидетельствующие о произволе лавровского епископата РПЦЗ(Л), который теперь уже полностью соединился с Московской патриархией. После этого, какое каноническое и моральное право имеют теперь такие епископы, как епископ Агафангел, содействовавшие лавровскому беззаконию до самого объединения с МП, выдавать себя за последователей истинного православия?

Сейчас объединение лавровского епископата с МП преподается русским людям как победа Русского Православия , а на самом деле является позорной провокацией архиереев двух юрисдикций, отпавших от Церкви Христовой. Для того, чтобы представить сущность этого объединения с духовной точки зрения, честному человеку достаточно обратить внимание на средства, которыми достигалось это «единение». Духовно-нравственные и канонические аспекты этого единения говорят о многом. Если в самом корне этого единения заложено беззаконие, то каков ожидать плод? Сколько еще «чаш гнева Божия» (Откр. 16: 1) придется испить русскому народу, чтобы очиститься от обмана современных фарисеев?



Краткая справка о неканонических церковных сообществах, отделившихся от РПЦЗ.

Неканонические церковные сообщества, отделившиеся от РПЦЗ после 2000 года, нарушая многочисленные церковные каноны, в том числе Правило 34 Святых Апостолов по сути своей есть «самочинные сборища», согласно, Первому Каноническому Правилу Св. Вас. Великого. Характерной чертой этих церковных сообществ является отсутствие между ними каких-либо больших и принципиальных разногласий в духовно-идеологических вопросах и в вопросах исповедования Праовславной Веры. Причиной расколов, как правило, являлось, стремление отдельных лиц и группировок внутри РПЦЗ занять лидирующее в ней положение, чтобы организационно ее переустроить для реализации своих, иногда авантюрных идей и планов.


Самочинное сборище - РИПЦ под омофором Архиепископа Тихона (Пасечника).

РИПЦ – так называемая Российская Истинно Православная Церковь. Начало раскола положил Архиепископ Лазарь (Журбенко). До этого он уже был в конце девяностых годов прошлого столетия инициатором так называемого «Суздальского раскола», от которого отмежевался. Свои корни РИПЦ берет еще с Воронежского Пастырского Совещания 2001 года, на котором Архиепископ Лазарь отказался прервать молитвенное общение с еретичествующим Архиепископом Лавром, претендовавшим на главенство в РПЦЗ. По этой причине от архиепископа Лазаря отложилось духовенство, верное законному Первоиерарху Митрополиту Виталию. Некоторое время после образования двух юрисдикций РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В), архиепископ Лазарь не примыкал ни к одной из них, занимая выжидательную позицию. К образованию самостоятельной юрисдикции Архиепископа Лазаря во многом подвинули братья Алферовы (иеромонах Дионисий и иерей Тимофей), преследуя свои цели. В 2002 году, не заявляя внятно о принадлежности к какой-либо юрисдикции, архиепископ Лазарь рукоположил новых епископов, в том числе иером. Дионисия, который был идейным вдохновителем раскола. Однако после кончины архиепископа Лазаря раскол возглавил не Алферов, а тоже незаконно рукоположенный епископ Тихон. Свою каноничность самочинное сборище РИПЦ пытается обосновать, не имеющим канонической силы документом о самоуправлении российских преосвященных, который обманным путем был подсунут на подпись Первоиерарху некоей Викой Рудинской. Этот документ Митрополит сам официально объявил не действительным. Кроме того, соборное определение архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 8/21 августа 2002 года относительно самочинного сборища гласит: «Нам стало известно, что Преосвященные Архиепископ Лазарь и Епископ Вениамин на днях завершили четвертую архиерейскую хиротонию. Это было сделано без согласия и ведома Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей. Такого рода действия подлежат церковному осуждению… самочинное умножение епископов, подчиненных Преосвященным Лазарю и Вениамину, выявляет их намерение принудить нашу Церковь на предоставление просимой ими автономии. Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей заявляем, что не приемлем ни этих антисоборных хиротоний, ни принудительных мероприятий для предоставления такой автономии. Кроме сего, Преосвященные Лазарь и Вениамин и поставленные ими епископы далеко не вызывают согласия всего нашего духовенства в России, ради которого нам надлежит по священному долгу прилагать все наши усилия. Мы только можем заключить, что своими незаконными действиями Преосвященные Лазарь и Вениамин и иже с ними, поставляют себя вне состава Русской Православной Церкви Заграницей.»

Подписи: 

Митрополит Виталий

Архиепископ Варнава

Епископ Сергий

Епископ Владимир

Епископ Варфоломей.



Самочинное сборище – РПЦЗ(А) под омофором Архиепископа Антония (Орлова).


Это самочинное сборище образовано в июле 2006 года. Два архиерея (еп. Антоний (Орлов) и еп. Виктор (Пивоваров) вопреки мнению большинства епископов и Митрополита Виталия составили свой собор, рукоположив двух епископов в свечной мастерской при Свято-Преображенском ските (г. Монсанвилль). Идейным вдохновителем раскола являлся епископ Виктор (Пивоваров) а главным нарушителем канонов владыка Антоний (Орлов). Указ архиепископа Антония от 10/23 июля 2006 года гласил: «Властью данной мне от Бога, как заместитель Первоиерарха, избранный архиерейским Собором в 2005 году, считаю своим долгом взять на себя временоое управление Русской Православной Церкви Заграницей…». Следует заметить, что арх. Антоний, самочинно «присвоив» себе власть и право говорить от имени Бога, перешагнул не только через православные каноны, но еще как минимум через три инстанции земной Церкви – через Первоиерарха, через Архиерейский Синод и через Архиерейский Собор. Какой разумный архиерей после этого может отозваться на призыв участвовать в беззаконии мятежных архиереев? Ответом на такой призыв еп. Антония было обращение Первоиерарха:  

Обращение Блаженнейшего Митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ

ко всем верным Архипастырям, пастырям и чадам Русской Православной Церкви Заграницей: «Сим извещаем вас, что нынешние церковные нестроения завершились безпрецедентным поступком Архиепископа Антония (Орлова).

Собственным указом от 10/23 июля 2006 года он дерзнул поставить себя во главу управления Русской Православной Церкви Заграницей из-за якобы недееспособности Первоиерарха. Причем, он посчитал себя вправе вынести такое суждение без соборного решения Церкви, считая, что может это сделать "властью, данной мне от Бога".

Призываем всех верных чад Русской Православной Церкви Заграницей отвергнуть мятежные действия Архиепископа Антония (Орлова), со всеми последующими от него действиями и указами как чуждыми Церкви Христовой.

В ближайшее время будет принято надлежащее соборное решение касательно раскольного архиерея и его приспешников».

 

+Митрополит Виталий

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

 





До сих пор участники так называемого «свечного собора» не понимают, что даже принятый ими учредительный документ является свидетельством их беззакония. Выписка из соборного документа «свечного самочиния» гласит: «С 11/24 июля 2006 года по 16/29 июля 2006 года в Мансонвилльском Свято-Преображенском скиту (в свечной мастерской, приспособленной для совершения богослужений) состоялся очередной Архиерейский Собор РПЦЗ с недельным опозданием от назначенного срока, в связи с неприбытием на Собор следующих епископов:

-          Владимира, Сан-Францисского и Западно-Американского,

-          Варфоломея, Эдмонтонского и Западно-Канадского,

-          Анастасия, Владивостокского и Дальневосточного,


Из учредительного документа самочиния получается, что два епископа, по причине неприбытия на «созываемый» ими собор пяти архиереев (к «не прибывшим» относится и Первоиерарх Митрополит Виталий), отделились от большинства архиереев и составили свое самочиние. Само собой разумеется, что, не захотевшие участвовать в авантюре еп. Виктора архиереи РПЦЗ(В), вынесли решение о прещении двух архиереев-раскольников, непризнавая законными совершенные ими хиротонии. Один из неканонически-рукоположенных епископов иеромонах Дамаскин вскоре отделился от «свечного самочиния» и организовал свое самочинное сборище - РосПЦ. Оно незаконно уже хотя бы потому, что имеет происхождение от «свечного самочиния» по которому вынесено следующее определение архереев РПЦЗ(В): «10/23 июля Архиепископ Антоний (Орлов) произвел попытку грубейшего захвата власти и поставил себя во главу РПЦЗ и 11/24 июля он обратился поименно ко всем Архиереям с приглашением их на созываемый им Собор.

Наконец, 11/24 июля Владыка Митрополит обратился с разъяснением по поводу беспрецедентного поступка Архиепископа Антония (Орлова):

«Собственным указом от 10/23 июля 2006 года он дерзнул себя поставить во главу управления Русской Православной Церкви Заграницей, из-за якобы недееспособности Первоиерарха. Причем, он посчитал себя вправе вынести такое суждение без соборного решения Церкви, считая, что может это делать «властью, данною мне от Бога».

 Решение:

В силу выше сказанного и в соответствии с Правилами: 1 пр. Василия Великого, 18 пр. IV Всел. Соб., пр. 6 II Всел. Соб., пр. 34 VI Всел. Соб. , пр. 6 Гангр. Соб. и Двукратного Собора пр. 14 и 15, Архиепископ Антоний (Орлов) запрещается в священнослужении, до окончательного решения Архиерейским Собором.

Лос-анджелесская и Южно-Американская епархия ставится временно под омофор Преосвященного Владимира, Епископа Сан-францисского и Западно-Американского, чье имя должно возноситься за богослужениями после Первоиерарха.

 

Подписи:

 

+ Митрополит Виталий

+ Епископ Владимир

+ Епископ Варфоломей

Митрофорный протоиерей Вениамин Жуков».


Определение Архиерейского Собора №4 РПЦЗ(В) от 25 марта/8 апреля 2008 г. о Архиепископе Антонии(Орлове) и еп. Викторе (Пивоварове), запрещенных в священном служении Постановлением Архиерейского Синода от 17/30 июля 2006 г., предписывает назначить следствие по их делу для рассмотрения в церковном суде.



Самочинное сборище – РосПЦ под омофором, так называемого митрополита Дамаскина (Балабанова).


РосПЦ – так называемая Российская Православная Церковь. Спустя год после образования «свечного самочиния» 24 июля/06 августа 2007 г о выходе из него заявляют два епископа: Дамаскин епископ Орловский и Центрально-Российский и  Иоанн епископ Запорожский и Малороссийский». Не задолго до этого заявления «свечное самочиние» запрещает вдруг епископа Дамаскина (епископом Дамаскина можно назвать только условно) в сане и лишает права проживания в столице (!) за неверные политические взгляды на предмет февральских событий 1917 года. Это и стало причиной раскола. Казалось бы спор не догматического и не вероучительного характера, а по теме: на ком вина за революцию– только на евреях или еще и на русских в том числе? По логике вещей этот спор не должен являться причиной для прещения и тем более для раскола. Однако, чтобы уйти в самостоятельное плавание и обосновать законность своего выхода из родного самочинного сборища, новому «вторичному» самочинию необходимо было придать спору на историческую тему статус ереси и таким образом оправдаться хотя бы в своих собственных глазах. Что и было сделано - архиерейский собор РосПЦ (производное «вторичного» самочиния) сам дал определение «новой ереси народопоклонничества», и сам же анафематствовал оную: «Учащим, яко Руску народу безгрешну быти, святу и Богоизбранну токмо по силе племенной его общности со угодниками Божиими Святой Руси, довлеющей народу сему ко спасению, и потому не имущему нужды в покаянии за беззаконные и богопротивные дела его: Анафема».

Это анафеметствование «вторичному самочинию» необходимо как воздух, чтобы обособиться от своих бывших собратьев по самочинию и считать свое религиозное сообщество единственной законной русской православной церковью. Чтобы казаться самыми ревностными защитниками Православия , РосПЦ постановляет присоединять к Церкви из Московской Патриархии через перекрещивание и перерукоположение, хотя существующие во Вселенской Церкви Правила и исторический опыт, говорят о том, что в подобных случаях таинства покаяния и миропамазания, вполне достаточно, ведь в истории Русской Церкви известны случаи, когда даже из протестантизма к Православию присоединяли не через перекрещивание, а через миропамазание. Например, Святая Мученица Царица Александра была присоединена к Православию через миропамазание. Но, конечно, в нынешнее время этот пример присоединения к Православию из инославия нельзя считать правилом, но как повод для размышления принять можно, ведь в Святоотеческом Предании почему-то даже и намеков не имеется о новом крещении или перекрещивании Руси.

Определение Архиерейского Собора РПЦЗ(В) о самочинном сборище РосПЦ не выносилось, в связи с тем, что это самочинное сборище является расколом в расколе– производным от «свечного самочиния», о котором кроме Синодальных определений имеется определение Собора от 25марта/ 8 апреля 2008 г.




Самочинное сборище – РПЦЗ(Ж) под омофором епископа Антония (Рудей) при патронаже прот. Вениамина Жукова.

Это самочинное сборище отделилось от РПЦЗ(В) уже после кончины Блаженнейшего Митрополита Виталия. Очевидно, будет справедливо название этого раскола помечать буквой Ж – по фамилии протоиерея Вениамина Жукова, ибо он является идейным вдохновителем и главным духовным вождем самочиния. Раскол стал возможен потому, что Антоний епископ Бэлтский и Молдовский практически во всех церковных делах повинуется бывшему техническому секретарю Синода РПЦЗ(В) протоиерею Вениамину Жукову. Будучи в Зарубежной Церкви человеком очень авторитетным и влиятельным , протоиерей Вениамин проявил болезненную подозрительность и недоверие к епископам выходцам из современной России. Поэтому, после кончины Митрополита Виталия, пытаясь «нейтрализовать» неуправляемых им епископов, протоиерей Вениамин пренебрег всеми принципами соборности, пытаясь поставить Первоиерархом Русской Церкви послушного ему еп. Антония (молдованина). Не найдя должного взаимодействия с преосвященным Варфоломеем епископом Эдмонтонским и Западно-Канадским по причине его недееспособности, протоиерей Вениамин подбивает епископа Антония единолично совершить новые тайные архиерейские хиротонии, чтобы потом большинством голосов запретить в служении остальных архиеереев РПЦЗ. В официальном заявлении самочинного сборища от 27 декабря 2007 г. / 9 января 2008 приводится обоснование совершения акта беззакония: «В предвидении крайних церковных нестроений, долженствовавших произойти в силу согласованности Епископов Владимира и Анастасия, вплоть до созыва ими одностороннего Собора, мы приступили…». И тайные заговорщики приступили к созданию своей новой неканонической церковной организации с формулировкой, которая противоречит Богопромыслительным Соборным Постановлениям Церкви, которая не имеет прецедентов в Церковной Истории и служит соблазном для попирания Правил Святых Апостолов (в частности 34,74), и потому является актом беззакония.

После безуспешных попыток призвать Антония (Рудей) к покаянию Определение Архиерейского Собора №5 РПЦЗ(В) от 25 марта/8 апреля 2008 г. гласит: «Рассмотрев дело еп. Антония (Рудей), объявившего о своем отложении от Архиерейского Собора, постановили:

1. Начать судебное расследование по делу еп. Антония (Рудей) и поручить еп. Анастасию сбор всех необходимых материалов и документов…»

2. На время проведения судебного расследования, временно, отстранить еп. Антония от управления всех вверенных ему епархий…»





Итог сказанному:


Принимая во внимание все вышеизложенное, следует отметить, что в соответствии с Правилами Святых Апостолов, Правилами Вселенских и Поместных Соборов, Каноническими Правилами Святых отцов и в соответствии с Положениями о внутреннем устройстве Русской Церкви, Митрополит Виталий до последнего дня являлся единственным Законным Первоиерархом РПЦЗ (В), а возглавляемое им сообщество –– единственной Канонической Российской Церковью и исторической Наследницей Русского Православия. При этом важно отметить, что в ситуациях, когда возникала угроза отпадения от Церковного единства неправо мыслящей части духовенства, Арихиереи РПЦЗ (В) проявляли сдержанность, призывая раскольников к покаянию и благоразумию со ссылками на церковные Правила и Каноны. И даже после ухода в раскол по отношению к ним Архиерейский Собор не чинил беззакония и произвола, не направлял противостояние на путь беззакония и эмоций, но взывал к голосу разума, стараясь решать спорные вопросы через церковный суд в русле Канонов, в духе Евангельской Истины и Святоотеческого Предания. Законная Церковь по Закону Божию и поступает.

В настоящее время только наше церковное собщество РПЦЗ(В) является непосредственной, канонической, непрерывной и не пресекаемой нитью Православной Веры, берущей свое начало на Руси в Киеве со времени Святого Князя Владимира. Мы верим, что сегодня в самое критическое для Русской Церкви время, когда в ней после многочисленных расколов осталось всего три епископа (один из них на покое), Пастырское Совещание духовенства РПЦЗ, собравшегося от Атлантики до Тихого Океана, проходит в городе Киеве в храме Святого чудотворца Святителя Иоанна С.Фр. и Шанх. при молитвенном предстательстве Святого Равноапостольного Князя Киевского Владимира, Святой Равноапостольной Княгини Ольги, Святых Антония и Феодосия Печерских, Святых Новомученников и Исповедников Российских и всех Святых в земле Российской Просиявших. За двухтысячелетнюю историю христианства было немало примеров, когда верность Православию сохраняли епископы, число которых не превышала десятка во всей Вселенской Церкви. Но не благодаря богоотступному и теплохладному большинству епископов, а благодаря непоколебимой стойкости остатка верных, Православие вновь и вновь восстанавливалась у многих народов. Победу Православия (нашу победу над Московской патриархией и всеми расколами в борьбе за души людей) мы, прежде всего, видим не в том, чтобы физически или организационно сместить, изгнать, подменить, кого-то из тех, кто против нас, а в том , чтобы победить духовно: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной…» (Еф. 6:12). Победить в этой брани, можно только пребывая в Церкви Христовой, где есть «щит веры…и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:16-17). Рассуждения о том, что у одного народа может быть много благодатных церквей, или, что можно спасаться личной праведностью без благодатных церковных таинств, губительны. Такие рассуждения стирают Евангельское понятие о спасении, как о пребывании в Церкви – в Едином Непорочном Теле Невесты Христовой: «Христос возлюби Церковь... да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых» (Ефес. 5: 25-27; И подобно тому: Рим. 12: 4-5; Еф. 1: 22-23; 2: 16, 23; 4:4, 12-16, 25; 5: 23, 30; Кол.1: 18, 24; 2:19; 1Кор. 6: 15; 10:17; 12: 12-30; Откр. 21: 2-9; 22:17;). Непорочность Церкви Христовой не в личной человеческой праведности ее членов, а в непорочности сохраняемого в ней канонического устройства жизни и в не поврежденности догматического вероучения. Поэтому спасительная благодать и сила Божия в Церкви зависит не от многочисленности ее членов, а от их стояния в Истине.

Исходя из этого мы веруем и исповедуем, что среди всех многочисленных сообществ, причисляющих себя к Русской Церкви, только наша РПЦЗ(В) имеет полноту спасительной благодати в Таинствах и не отсечена от животворящего Тела Христова, о чем свидетельствуют Каноны Православия и Догматическое Православное Вероучение. Мы призываем всех, кто ищет спасение в Боге и всех, кто отпал от Церкви, проявить волю и присоединиться к ней. Мы веруем и исповедуем, что милостью Божией, предстательством Богородицы, молитвами Святых и стойкостью всех верных, составляющих Церковь Божию, Православие и Престол Православных Царей в России восторжествует, как средство спасения Душ, и Святая Русь воскреснет! Ради этого призываем всех, кто ищет благодатную Церковь Русскую, присоединиться к Спасительной РПЦЗ(В).